Фигура, замри


Современный кинематограф дает массу удивительных рекомендаций по обращению с мертвыми телами: если им последовать, получается практически безотходное производство. Можно украсить ими свой подвал, как в картине “Джиперс Криперс”, можно использовать кожу для шитья оригинальной одежды, как в “Молчании ягнят”, можно раскрашивать, как в “Ходе королевой”, или иллюстрировать свои религиозные убеждения, как в “Семи”, – только выбирай.

Очередной вариант, вполне эстетский, создан дебютантом Хауме Серра, раньше занимавшимся видеоклипами. Герои картины “Дом восковых фигур”, братья-маньяки, просто покрывают тела почивших воском и красиво расставляют по своему жилищу. Сырье для экспонатов приходится добывать самим, точнее, с помощью неприятного мужика, высматривающего заблудившихся туристов и препровождающего их в заброшенный город Эмброуз, где и обитают братья. Можно легко догадаться, отчего город при наличии бензозаправок, ресторанов, аттракционов совершенно пуст: близнецы трудятся буквально не покладая рук.

Хауме Серра, вполне в рамках традиций, подбрасывает маньякам группу веселой молодежи, стремящейся на футбол. Среди актеров – богатая наследница Пэрис Хилтон, героине которой режиссер позволил перед смертью исполнить небольшую сцену стриптиза. Остальные погибли совсем бессмысленно.

Но планомерное уничтожение героев, на котором строятся обычные фильмы ужасов, режиссеру претит: все-таки тени предшественников наблюдают за третьей попыткой, все-таки редкой изысканности дама в напудренном парике украшала собой афишу “Тайны музея восковых фигур”, а игравший маньяка во второй картине Винсент Прайс был и вовсе восхитителен. Поэтому Серра пытается уйти от стандартности, введя тему родственных отношений.

Среди обреченной на заклание молодежи они попроще: сестра постоянно пилит брата за то, что он хулиган и подонок, не зная, что вскоре будет им гордиться. А вот судьба близнецов-маньяков вполне способна стать отдельной и весьма интересной историей – когда-то они были сиамскими, при операции сильно пострадало лицо одного из них, и теперь он изредка пытается замазать уродливые шрамы воском, чтобы как-то улучшить свой внешний вид. И если первому брату больше нравится убивать, то второму – покрывать окоченевшие трупы податливым, мягким воском, делать искаженные страхом лица красивыми. К сожалению, обо всем этом говорится лишь вскользь – целью создателей (в списке продюсеров есть даже имя Роберта Земекиса) все-таки было заставить зрителей вздрагивать при имени мадам Тюссо.

Однако вздрогнуть во время просмотра придется всего лишь раз – когда тот брат, которому нравится наблюдать за страданиями жертв, оттяпает кусачками фалангу пальца главной героини. Сами же восковые фигуры – жуткие матрешки со спрятанными в них некогда живыми существами – производят скорее завораживающее впечатление, что, собственно, и говорит о грамотной работе в жанре хоррора. Когда во время просмотра ловишь себя на мысли о том, что можно сделать с трупами помимо того, что с ними делают обычно, – вот это действительно ужас.