Импортеры теснят оптовиков


По словам заместителя гендиректора “Балтфрута” Вячеслава Першина, на прошлой неделе компания завершила сделку по приобретению 51% долей ООО “Гамма”, специализирующегося на поставке овощей и фруктов в торговые сети Санкт-Петербурга. Он отказался назвать сумму сделки, подчеркнув лишь, что бывший совладелец компании Игорь Нугуманов останется генеральным директором “Гаммы”. Эта сделка позволит импортеру усилить свои позиции в рознице. Першин говорит, что в “Балтфруте” считают рынок ритейла динамично развивающимся, поэтому еще в прошлом году купили первую компанию, специализирующуюся на работе с сетевой розницей, – Компанию тропических фруктов (КТФ). По его оценке, КТФ сейчас занимает около 30% рынка поставок фруктов и овощей в крупные независимые и сетевые магазины Петербурга, тогда как с покупкой “Гаммы” “Балтфрут” сможет занять до 50% этого рынка, который он оценивает в $15–20 млн в месяц. “За последний год из-за бурного роста сетей продажи фруктов и овощей через них выросли на 30%”, – утверждает Першин.

С Нугумановым связаться не удалось. Замгендиректора “Гаммы” Антон Прибылов рассказал “Ведомостям”, что владельцы компании договорились с “Балтфрутом” об объединении бизнесов еще в феврале этого года. По словам Прибылова, “Гамма” специализируется на работе с крупными сетями – “Лента”, “О’Кей”, “Рамстор”, “Перекресток” и отдельными универсамами в Петербурге, а также имеет представительство в Москве. Он отказался назвать сумму сделки. Оборот “Гаммы” он оценивает в $2 млн в месяц. Впрочем, Першин из “Балтфрута” говорит, что московский филиал “Гаммы” нерентабелен и, возможно, вскоре будет закрыт.

Участники рынка говорят, что вскоре все независимые оптовики будут поглощены крупными компаниями-поставщиками. Директор по связям с общественностью Sunway Денис Прокофьев напоминает, что его компания еще в 2000 г. купила компанию “Русагро”, которая специализируется на поставках в розницу. “Сейчас сети требуют большие скидки от оптовиков, поэтому независимым небольшим компаниям будет сложно выжить на рынке”, – полагает Прокофьев. Впрочем, по его мнению, конкуренции на рынке нет. “Он растет такими темпами, что пока на нем всем хватит места”, – уверяет Прокофьев.

Президент JFC Владимир Кехман оценивает “Гамму” в “несколько сотен тысяч долларов”. По его словам, сейчас в бизнесе JFC продажи в розничную торговлю составляют около 15%, но при этом в год этот сектор растет на 50%.

Сотрудник “Клементины”, одного из крупнейших независимых петербургских оптовиков, пожелавший сохранить анонимность, говорит, что за последние два года его компания стала терять позиции на рынке. “Основные фрукты и овощи (бананы, яблоки и пр.) сети предпочитают закупать у крупных импортеров, а у нас они берут в основном ассортиментные позиции (экзотические фрукты)”, – жалуется менеджер.