Valio нашла землю


О том, что компания Valio построит завод в Подмосковье, “Ведомостям” рассказал высокопоставленный чиновник в правительстве Московской области. “Предприятие расположится на территории Немецкого промышленного округа в городе Лобня, который курирует компания “Аксис и Ко”, возглавляемая Акселем Хартманом, бывшим гендиректором российского представительства молочной компании Ehrmann”, –– говорит он. Эта фирма приобрела у администрации города два участка земли 20 га и 68,5 га. Скоро на первом участке появятся заводы по производству фруктовых наполнителей и концентратов немецкой Deller, а также заводы по производству упаковочных материалов компании Tetra Pak. Часть второго участка отдана Valio. Представитель “Аксис и Ко” уточнил, что на прошлой неделе с Valio было подписано соглашение, по которому финской компании будет выделено 15 га земли под строительство завода упаковки масла и мягких сыров, а также складских помещений. “Объем инвестиций составит не менее $15 млн”, – уверяет собеседник “Ведомостей”.

Вейо Мереляйнен, вице-президент Valio по международным проектам, подтвердил, что компания подписала соглашение о намерениях. “В ближайшие три-четыре года, на первой стадии проекта, мы инвестируем более 10 млн евро, общие же инвестиции могут превысить 30 млн евро”, – говорит Мереляйнен. По его словам, на фабрике, которая должна начать работать к середине 2007 г., Valio будет фасовать масло и сыр, используя исключительно финское сырье, российское же молоко компанию пока не интересует. Предполагаемый объем производимой продукции Мереляйнен сообщить отказался, заявив только, что к 2010 г. Valio планирует увеличить продажи в России втрое – до 270 млн евро. “Это будет связано и с выходом фабрики на проектные мощности”, – уверяет он.

По данным ACNielsen, за первое полугодие 2005 г. по объемам продаж плавленых сыров лидируют компании (по алфавиту): Hochland, Valio, “Карат”. Совокупная доля трех перечисленных компаний составила 57% в натуральном и 69% в стоимостном выражении.

Впервые Valio заинтересовалась Россией в 2003 г., когда представители компании посетили ряд регионов России, в том числе Нижегородскую и Вологодскую области. Однако о возможности открытия Valio собственного производства впервые заявил вице-президент компании Юркки Хейнимо в конце 2004 г. Тогда он отметил, что с 2005 г. компания “предполагает значительно увеличить предложение своей продукции на рынке России”. “Либо мы будем создавать с нуля производство, либо купим уже существующий завод”, – говорил Хейнимо. Но ведение переговоров с российскими предприятиями и чиновниками он тогда отрицал.

Для конкурентов весть о строительстве подмосковного завода Valio не стала новостью. “Мы давно ожидали такого шага”, – говорит Татьяна Дмитриева, представитель “Карата” (марки “Янтарь”, “Дружба”). По ее словам, “Карат” не опасается конкуренции, поскольку российская марка давно знакома потребителям. “Россияне вообще достаточно консервативны в выборе и предпочитают качество”, – считает Дмитриева.

Марсель Секели, президент представительства французской компании Lactalis в России и странах СНГ, считает, что российский рынок молочной продукции еще не заполнен и места хватит всем. “В зависимости от сегмента рынок увеличивается ежегодно не менее чем на 10%”, – говорит Секели. По его словам, сыра, например, российские жители потребляют в 10 раз меньше, чем в странах Европы.