Сделать мир лучше


Дейв Александр, основатель и президент компании по импорту-экспорту органических продуктов питания Global Organics в Арлингтоне, успел поработать в банковском секторе и в общественной организации, пропагандировавшей рациональное использование тропических лесов. Затем он создал свой бизнес, и теперь, 15 лет спустя, оборот его компании достиг

$20 млн. При том что в Global Organics работают всего семь человек. “Если посмотреть на мою жизнь в целом, то я стал намного богаче, чем когда работал в банке Chase Manhattan. И дело не только в деньгах, но и в том удовлетворении, которое я получаю от работы. Ведь я приношу пользу и планете, и людям. К тому же мой бизнес приносит хорошую прибыль”, – говорит Александр.

Кэтрин Ди Маттео, гендиректор американской ассоциации торговли органически чистыми продуктами, считает, что подобными соображениями руководствуются практически все бизнесмены, работающие в данной области. Большинство из них владеют небольшими компаниями. “Я бы сказала, 95% компаний и ферм, выращивающих натуральные продукты, относятся к малому бизнесу. На открытие собственного дела их подтолкнули стремление изменить жизнь или желание внести вклад в защиту окружающей среды”, – объясняет она.

Например, предприниматель Ронни Белл какое-то время проработал в нью-йоркской фирме по дистрибуции органической пищи, а потом пробовал сделать карьеру в компании своего отца во Флориде, которая занималась дистрибуцией мяса и производством солений и маринадов. В 1997 г. Белл открыл собственный бизнес по выращиванию и поставкам натуральных продуктов Pioneer Organics. Сейчас в его компании работает 43 человека, которые еженедельно осуществляют около 3000 поставок в Сиэтл и в Портленд (штат Орегон). Годовой объем продаж Pioneer Organics составляет $3,5 млн. В результате 32-летний основатель компании ведет вполне комфортную и устроенную жизнь. Он рад тому, что приносит пользу своим клиентам. “Я помогаю людям вести более правильный образ жизни”, – говорит Белл. Когда-то он мечтал профессионально играть в хоккей. Но миниатюрный рост и небольшой вес не позволили ему заняться этим видом спорта. Впрочем, Белл об этом не жалеет. “Возможно, сейчас я занимаюсь куда более полезным делом, чем профессиональный хоккей”, – замечает он.

Объемы продаж экологически чистой пищи в США стабильно растут и в 2004 г. достигли $10,4 млрд. Но это по-прежнему лишь капля в море: суммарный объем продаж продуктов питания в США превысил $550 млрд. И все же стоит отметить, что в отрасли, где ежегодный прирост исчисляется однозначными числами, сектор органически чистых продуктов растет на 20% в год. Некоторые более мелкие ниши в пределах этого сектора растут еще быстрее, говорит Ди Маттео. Например, спрос на натуральные молочные продукты превышает возможности производства. А быстрее всего в последние три года развивается ниша производства экологически чистых мясных продуктов, добавляет Ди Маттео.

Три года назад в США в силу вступили новые федеральные правила маркировки экологически чистых продуктов. Теперь федеральные законы жестко контролируют весь процесс производства органически чистой продукции, начиная от высадки, удобрения, обработки почвы, ухода и заканчивая дистрибуцией.

К примеру, американское Министерство сельского хозяйства требует, чтобы минимум три года не использовались запрещенные удобрения, объясняет Мэтт Маклин, президент и владелец компании по выращиванию и обработке органических цитрусов Uncle Matt’s Organic в Клермонте (штат Флорида). “Это серьезно ограничивает возможности фермеров во Флориде. Получается, что им надо брать на себя долгосрочные обязательства”, – говорит он.

Маклин относится к четвертому поколению фермеров, выращивающих цитрусы во Флориде. Он считает, что органически выращенные апельсины гораздо вкуснее обычных. “Каждый день я обязательно съедаю какое-то количество апельсинов с наших плантаций и выпиваю немного сока, который мы отжимаем”, – признается он. Маклин пытается убедить других фермеров Флориды следовать по его пути. Но пока усилия не приносят плодов, хотя экологически чистые фрукты могут стоить в два раза дороже обычных. Проблема в том, что в большинстве случаев традиционным неорганическим путем можно произвести большие объемы продукции.

К тому же не каждого предпринимателя, занимающегося экологически чистой продукцией, ожидает мгновенный успех. В 2002 г. Лора Белл открыла ресторан Wild Sage Food в студенческом городке Колорадского колледжа в Колорадо-Спрингс. Ей нравилась натуральная еда, и она очень любила ее готовить. Дела шли неплохо, но возможностей для расширения так и не появилось. “Мой ресторан пока не очень прибыльный, – признается Белл, которая живет в Милл-Вэллей (штат Калифорния). – Но я знаю, что в один прекрасный день он станет более доходным”, – добавляет она.

Белл мечтает создать целую сеть ресторанов с кухней на основе органически выращенных продуктов, но пока у нее только одно такое заведение. “Мы целая ресторанная сеть с одним-единственным рестораном”, – шутит она, делая акцент на слове “единственный”. Конечно, Белл стремится к коммерческом успеху. Но она и сейчас получает удовольствие от работы. “Я занимаюсь делом моей жизни. Я живу на этой земле для того, чтобы готовить вкусную, здоровую пищу и угощать ею людей”, – говорит она. (WSJ, 27.07.2005, Мария Подцероб)