Зерно течет на Запад


Компания “Югтранзитсервис” подсчитала, сколько в прошлом зерновом году Россия вывезла зерна и кто на этом больше всех заработал. По данным таганрогской компании, крупнейшими экспортерами российского зерна стала она сама (11,5%) и МЗК, доля которой составила около 10%. В пятерку лидеров также вошли два ростовских холдинга – “Астон” (доля 8%) и “Юг Руси” (7%) – и краснодарская компания “Росинтерагросервис” (4,7%). При средней экспортной цене на ячмень и пшеницу $112/т “Югтранзитсервис” мог заработать на зерне около $115 млн, МЗК – $97,5 млн, “Астон” – $83 млн, “Юг Руси” – $73 млн и “Росинтерагросервис” – $46 млн. По словам одного из экспортеров, средняя прибыль при экспорте зерна составляет $3–5/т (без учета налога на добавленную стоимость).

Впрочем, доходы большинства компаний от торговли зерном могут оказаться как минимум в два раза больше. В большинстве случаев покупателями российского зерна стали аффилированные с продавцами компании. Самые крупные продавцы оказались и самыми активными покупателями: это британская дочка “Югтранзитсервиса” – Silverstone Commerce и швейцарская корпорация Glencore. Среди крупных покупателей также числятся швейцарская компания Aston Agro-Industrial и американский Cargill, российская “дочка” которого, компания “Каргилл Юг”, экспортировала из России 355 000 т зерна.

Опрошенные “Ведомостями” компании подтверждают, что данные “Югтранзитсервиса” близки к истине. Коммерческий директор “Росинтерагросервиса” Андрей Самойленко говорит, что данные “Югтранзитсервиса” “совпадают до килограмма”. В МЗК считают, что компанию немного недооценили. “Мы продали зерна примерно столько же, сколько и сам “Югтранзитсервис”, поделив с ним первое-второе места”, – утверждает директор по маркетингу МЗК Николай Демьянов. Пресс-секретарь “Астона” Игорь Царейкин не смог оценить, насколько оценка конкурента совпала с их собственной, но заявил об амбициозных планах компании экспортировать в будущем до 300 000 т зерна в месяц (3,6 млн т в год). Удвоить продажи зерна за рубеж планируют в следующем году также “Росинтерагросервис” и “Югтранзитсервис”. Самойленко говорит о планах экспорта 1 млн т зерна, Подольский планирует продать 2 млн т.

Но их планы может скорректировать появившаяся только летом прошлого года МЗК. Когда эта компания только объявила о своих стратегических планах в России, никто из российских зерновых компаний не воспринял их всерьез. Они ссылались на то, что у МЗК нет активов в России, а у ее материнской компании Glencore – опыта работы на специфическом российском рынке зерна. То что МЗК за год стала лидером экспорта, стало для российских трейдеров неприятным откровением.

“Glencore всегда отличалась агрессивностью в любом зерновом бизнесе в любой точке мира, эта компания по сути агрессивна”, – объясняет неожиданный успех МЗК Подольский. А Самойленко убежден, что без консолидации российских трейдеров им не устоять против транснациональных корпораций. “У них есть доступ к мировым кредитам, дешевым деньгам, и они располагают собственными портами во многих странах – покупателях российского зерна”, – объясняет он. “Российские компании действительно уходят с рынка, и на их место идут транснационалы. За последние несколько лет с зернового рынка практически ушли “Агрос”, “Русагро”, “Разгуляй-УКРРОС”, “Федком” и “Каравай плюс”, которые совсем недавно строили большие планы по экспорту зерна”, – говорит Подольский.