МОДЕРНИЗАЦИЯ: От посредственного к великому


Практически все 90-е гг. прошлого века либеральные реформаторы провели в терпеливом ожидании золотого дождя зарубежных инвестиций. Парадоксальным образом эти ожидания сбылись: в последние годы в страну благодаря росту цен на нефть устремился мощный поток валюты. По итогам первого полугодия текущего года профицит федерального бюджета составил 938 млрд руб., или 10,2% от ВВП. Если цены на нефть удержатся на уровне $50 за баррель (а есть все основания полагать, что они будут еще выше), дополнительные доходы сверх планируемых правительством бюджетных проектировок к концу 2010 г. составят не менее $350 млрд.

Пикник на обочине

Вопрос о том, как правильно распорядиться полученными сверхдоходами, стал ключевым в развернувшихся сегодня экономических дискуссиях. Спектр предложений чрезвычайно широк – от патерналистских проектов создания гигантских государственных высокотехнологичных корпораций до ультралиберальных призывов направлять эти средства исключительно на погашение внешнего долга и не вкладывать ни рубля в российскую экономику. Все сходятся лишь в одном – нынешний курс правительства нуждается в серьезной корректировке.

Разумеется, с чисто житейской точки зрения политика правительства представляется вполне разумной: появятся лишние деньги – потратим их на текущие нужды, не появятся – проживем и без них. На самом деле такой подход обрекает правительство на заведомо нерациональное использование дополнительных доходов. И не случайно президент указывает на опасность того, что бюджетные средства, направляемые на поддержку реального сектора, могут быть разбазарены. Любые государственные инвестиции будут эффективными только в том случае, если станут осуществляться в рамках крупномасштабного, долгосрочного, структурно сбалансированного, разбитого на конкретные этапы национального проекта модернизации экономики.

Потребность в таком проекте вытекает, прежде всего, из удручающего несоответствия между той геополитической ролью, к которой стремится Россия, и ее экономическим весом в мире. По доле российских компаний на мировом рынке высоких технологий, по плотности и состоянию инфраструктуры, проценту новейшей техники в составе Вооруженных сил Россия неуклонно отползает на обочину мировой цивилизации. И это обстоятельство не компенсирует ни относительно высокий по меркам Евросоюза рост ВВП последних семи лет, ни золотовалютные резервы, ни стабильность курса рубля – словом, ни одно из тех “достижений”, которыми так гордится правительство, уже уставшее от нынешних темпов роста и намеревающееся передохнуть. Так сказать, устроить пикник на обочине.

В мире накоплен богатейший опыт реализации крупномасштабных проектов модернизации. Наша задача – внимательно изучать и активно внедрять принципы и подходы успешных западных государств и отдельных корпораций, добившихся выдающихся результатов, а уже затем творчески развивать их. Важнейшая особенность настоящего момента состоит в том, что сегодня для этой работы появилось необходимое ресурсное обеспечение.

Партнерство

Говоря о национальном проекте модернизации, я не имею в виду возвращение к доминирующей роли государства в экономике. Основным локомотивом экономических преобразований в России, как и во всем мире, может выступать только частный бизнес. Роль государства сводится к стратегическому планированию и эффективной координации важнейших субъектов экономической деятельности.

Во-первых, государство должно вкладывать средства в развитие инфраструктуры. Речь идет о бизнес-инфраструктуре, телекоммуникациях, информационных технологиях и т. д.

Во-вторых, необходимо осуществить комплекс антибюрократических мероприятий, работать над снижением административных барьеров, рисков, различных непроизводительных затрат бизнеса, над обеспечением его законных прав, прежде всего – права собственности и права на справедливое судебное разрешение конфликтов. Важнейшая составляющая данной работы – борьба с коррупцией и регламентация деятельности чиновников.

В-третьих, необходимы масштабные инвестиции в развитие человеческого потенциала: в образование, здравоохранение, социальную сферу и, прежде всего, науку. В основе современной экономики знаний лежит эффективное внедрение последних достижений научной мысли. Задача государства – находить оптимальные формы взаимодействия с научными организациями и промышленными предприятиями, приводящие к синергетическому эффекту. Именно инвестиции в человеческий потенциал становятся на сегодняшний день во всем мире движущей силой технологического прогресса.

В-четвертых, государству необходимо задать приоритетные, с точки зрения общенациональных интересов, ориентиры для развития бизнеса. В ближайшее время предстоит определить ключевые направления научно-технического прогресса, на которых Россия имеет возможность занять ведущие позиции в мире. Это нетривиальная задача, которая не может быть решена только чиновниками из правительства; необходимо привлечь лучшие интеллектуальные силы бизнеса, науки и экспертного сообщества. Определение системы общенациональных приоритетов станет мощным стимулом для бизнеса к представлению программ опережающего развития своих отраслей. Отбор инновационных проектов, которые предполагается реализовать в рамках частногосударственного партнерства, должен проходить на конкурсной основе, максимально открыто, с использованием последних научных достижений в области проектного менеджмента. Цель таких проектов – резкое повышение конкурентоспособности отдельных предприятий российской промышленности на мировом рынке и рост качества жизни граждан.

Говоря о формах и методах поддержки приоритетных отраслей, следует отметить, что за последние годы они уже наработаны. Это субсидирование части процентной ставки по кредитам, создание государственных лизинговых компаний, венчурные механизмы, бюджетные гарантии, господдержка экспорта. Речь идет о таких отраслях, как космическая промышленность, авиастроение, судостроение, энергетическое машиностроение, биотехнологическая промышленность и т. д. Поддерживать следует только наиболее перспективные проекты. В случае авиапрома такими могут быть российский региональный самолет (RRJ) или истребитель пятого поколения, которые и через несколько лет сохранят конкурентоспособность на мировых рынках.

Угасание или модернизация?

Нынешняя политика правительства не только обрекает страну на замедление экономического роста, но и грозит привести к катастрофической для России ситуации. Сверхвысокие цены на нефть интенсивно стимулируют на Западе поиски альтернативных видов топлива. Рано или поздно они будут найдены, спрос на нефть резко сократится, а цены на нее упадут. И тогда российская экономика останется у разбитого корыта. Стабфонд будет быстро проеден, затем последует резкое сокращение бюджетных расходов и падение уровня жизни населения. Тогда Россия обречет себя на роль поставщика сырья и квалифицированной рабочей силы, иными словами, на медленное, но необратимое угасание, о котором на Западе одни говорят с притворным сожалением, а другие – с плохо скрываемой радостью.

Настало время понять: отказ от монетаристского курса на предельное ограничение бюджетных расходов и переход к стратегии устойчивого экономического развития – это вопрос выживания страны. Правительству еще не поздно взять на вооружение передовую корпоративную философию, которая утверждает, что стремиться следует не просто к хорошему, а к великому. Эта философия соответствует российскому менталитету, стремлению быть первыми в мире, равно как и историческому опыту России, которой не раз удавалось практически в безвыходной ситуации реализовать стратегию опережающего развития. Нынешний шанс на успешное проведение модернизации может оказаться для нашей страны последним.