МВД расчленило оргпреступность


Первая в истории МВД России концепция по борьбе с организованной преступностью была утверждена министром Рашидом Нургалиевым 1 августа. Суть концепции, как пояснил представитель департамента по борьбе с оргпреступностью и терроризмом (ДБОПТ) МВД Олег Ельников, заключается в разграничении направлений деятельности в борьбе с организованными преступными группами и сообществами. Бороться с действительно крупными и опасными группировками, которые влияют на социально-экономическую обстановку в регионах и определяют лицо преступного мира, будет предписано ДБОПТ и его подразделениям. А с мелкими организованными группами будут бороться все остальные подразделения МВД, как это было и раньше. “Суть концепции в том, чтобы оградить подразделения ДБОПТ от мелочевки, чтобы они сосредоточились на самых крупных и опасных группировках”, – говорит Ельников. Правда, точные критерии, по которым следует выделять “подопечных” ДБОПТ, в его пресс-службе пока не называют.

По словам источника в центральном аппарате МВД, “ограбление двумя бомжами ларька тоже можно представить как деятельность организованной группировки”. Именно от дел такого рода и следует, по словам собеседника “Ведомостей”, оградить службы МВД по борьбе с оргпреступностью, которые пришли в упадок после отставки в 2001 г. с поста министра одного из создателей системы управлений по борьбе с оргпреступностью (РУОП-РУБОП) Владимира Рушайло.

По словам члена комитета по безопасности Госдумы Геннадия Гудкова, созданные в 90-е гг. РУБОП в конце концов стали представлять “не только грустную, но и опасную для общества картину” из-за своей изолированности и бесконтрольности. Хотя сама идея иметь специальные подразделения для борьбы с крупными преступными сообществами и “ворами в законе” оправданна, говорит депутат. В 90-е гг. РУБОП стали самой крупной милицейской “крышей”, что было главной причиной их фактического расформирования, и “при министре Борисе Грызлове сотрудники УБОП годами “висели” выведенными за штат”, вспоминает сотрудник центрального аппарата МВД. Борцы с оргпреступностью увязли в мелочевке и новая концепция позволит занять их действительно важными делами, добавляет он.

Гудков надеется, что новые функции ДБОПТ не приведут к воссозданию бесконтрольной спецслужбы внутри МВД. “Речь не идет о возврате к 90-м гг.”, – говорит Ельников. Теперь борьба, по его словам, будет вестись на основе концепции, учитывающей серьезные изменения в сфере организованной преступности, которая проникла глубоко в экономику и четко определила сферы своих экономических и политических интересов.