Baidu.com продала себя


Американские депозитарные акции, появившиеся на NASDAQ в пятницу, за день подорожали на 354% до $122,54. Выручка от IPO составила $86,6 млн – за вычетом издержек компания получила $77 млн. По оценке Thomson Financial, такого мощного дебюта на биржах США не было уже более пяти лет – последний случай подобного успеха датируется ноябрем 1999 г., когда накануне краха телекоммуникационного рынка акции производителя сетевого оборудования Finisar в день IPO подскочили в цене на 357%. Многие наблюдатели полагают, что и в случае с Baidu речь идет о раздутом спекулятивном интересе инвесторов.

Рыночная капитализация Baidu составляет порядка $4 млрд, а квартал, завершившийся в июне, принес компании чистую прибыль в $1,5 млн. “Это очень хорошая компания, но ее акции сейчас нельзя назвать хорошим приобретением, – утверждает Доналд Страшхейм, глава консалтинговой фирмы Straszheim Global Advisors. – Специалисты из нашего пекинского представительства сами активно используют службу Baidu и отзываются о ней с похвалой. Но я очень удивлюсь, если курс акций компании сохранится на нынешнем уровне, скажем, через год”.

Акции Baidu выросли более чем в четыре раза всего за один день торгов – у весьма благополучной компании Google на такой взлет ушло несколько месяцев. “Я с самого начала многого ожидал от этих акций, но, по моим оценкам, рост мог составить лишь порядка 10–20%”, – признает Сэл Морреале, аналитик фондового рынка из Cantor Fitzgerald.

Рынок IPO сейчас находится на подъеме, однако многие аналитики полагают, что феномен Baidu – единичное явление, а не признак нового бума в высокотехнологическом секторе. Впрочем, бизнес Baidu действительно может показаться инвесторам весьма привлекательным. В отличие от ряда публичных китайских компаний, владеющих инфраструктурой в таких секторах, как энергетика или телекоммуникации, Baidu может напрямую обращаться к многочисленным потребителям в Китае. В проспекте, опубликованном накануне IPO, приводятся прогнозы самой компании относительно роста использования поисковых служб в ближайшие два года. Сейчас к таким службам обращаются 115 млн китайских пользователей, ожидается, что к 2007 г. их число достигнет 187 млн. Baidu лидирует на этом рынке, ее доля здесь составляет 45% – почти вдвое больше, чем Google, занимающей второе место.

Что касается долгосрочных перспектив поисковых служб в Китае, то эксперты пока не решаются давать каких-либо прогнозов. “Пока ничего нельзя сказать с определенностью о реальных масштабах этого рынка”, – говорит Уильям Бао Бин, аналитик из гонконгского отделения Deutsche Bank Securities.

Нельзя исключать и такой неблагоприятный для Baidu фактор, как возможность конфликта с пекинскими властями, которые сохраняют жесткий контроль над всеми информационными ресурсами и зачастую действуют непредсказуемо. (WSJ, 8.08.2005, Александр Силонов)