МТК равняется на лидера


На минувшей неделе МТК объявила о предстоящем выпуске облигаций на сумму 750 млн руб. со сроком обращения три года. По словам финансового директора компании Андрея Скупченко, облигации планируется разместить в I квартале будущего года, организатором выпуска будет Банк Москвы. Как говорит гендиректор МТК Михаил Оковалков, привлеченные средства будут использованы на дальнейшее продвижение на московском топливном рынке торговой марки “МТК” в сегменте премиум. Пока здесь безраздельно царят АЗС, работающие под маркой BP. По словам Оковалкова, в будущем году решено реконструировать девять “самых топовых” АЗС в формат многофункциональных автозаправочных комплексов (МАЗК) – с магазинами, кафе и автомойками. Необходимый для этого объем инвестиций оценивается в 750 млн руб. А в ближайшие 2–3 года компания планирует реконструировать еще около 30 своих АЗС.

Примерно год назад МТК уже построила и запустила два таких МАЗК – в Северном Бутове и на Сущевском Валу. В отличие от обычных заправок компании, оформленных в красно-сине-серых тонах, эти – красно-желтые. “Это был пробный шаг с целью понять, сможет ли МТК конкурировать в сегменте премиум с его жесткими требованиями не только к качеству топлива, но и к ассортименту и качеству продаваемых товаров и услуг”, – говорит Оковалков. По его словам, опыт оказался в целом удачным, но мешает нераскрученность новой корпоративной символики: многие клиенты не сразу понимают, что перед ними именно заправка МТК.

Как отмечает Оковалков, рентабельность АЗС, не предлагающих автолюбителям сопутствующих товаров или услуг, постепенно снижается. Поэтому, полагает он, продавцам топлива необходимо диверсифицировать торговлю, чтобы удержаться на плаву.

С этим согласен исполнительный директор Московской топливной ассоциации (МТА) Григорий Сергиенко. “Мировая практика такова, что только 40% выручки заправщики получают от продажи топлива, остальное – сопутствующие товары и услуги”, – говорит он. По его оценке, в Москве к такой пропорции приблизилась пока только сеть ВР, но в целом рынок развивается именно в этом направлении. “Недаром же они [заправки сети ВР] имеют самые большие в городе обороты, несмотря на то что бензин у них дороже, чем у многих”, – замечает директор Сергиенко.

Но конкурировать с ВР, по его мнению, у МТК вряд ли получится. “Мало построить хороший комплекс, надо его разместить в хорошем месте”, – говорит эксперт. По его словам, ВР очень тщательно подходила к выбору участков под АЗС и покупала их только на оживленных магистралях, где можно продавать не менее 15 000 л топлива в сутки (средняя московская АЗС продает 12 000 л). А заправки МТК, говорит Сергиенко, – это остатки еще советского Московского комбината автообслуживания. Он управлял более 200 АЗС, большая часть которых в начале 90-х была роздана в аренду. “Естественно, в аренду бралось все лучшее, так что у МТК очень мало станций, расположенных в выгодных местах”, – резюмирует Сергиенко.

В ТНК-ВР, в которую вошла московская сеть ВР, конкуренции со стороны МТК не опасаются. По словам представителя компании, спрос на услуги элитных заправок полностью пока не удовлетворен, поэтому места в этом сегменте рынка хватит всем, а потребитель от конкуренции только выиграет.