Жертва оранжевой революции


Ахметов – самый богатый украинец. По версии журнала Forbes, с состоянием в $2,4 млрд он занимает 258-е место среди богачей мира. С недавнего времени Ахметов живет в Милане, сейчас отдыхает на Средиземноморье. Но и во время отдыха он внимательно следит за ситуацией дома. Без борьбы Ахметов не собирается отдать контроль над крупнейшим на Украине сталелитейным заводом, приватизированным в прошлом году. В июле 2004 г. 93% “Криворожстали” были проданы на аукционе за $800 млн Инвестиционно-металлургическому союзу, образованному компанией Ахметова System Capital Management (SCM) и “Интерпайпом” Виктора Пинчука, зятя бывшего президента Украины Леонида Кучмы. После оранжевой революции украинское правительство стало добиваться отмены итогов конкурса в судебном порядке. В январе спорный пакет был арестован, а в июне результаты аукциона были отменены. Уже на этой неделе правительство намерено объявить о проведении нового аукциона со стартовой ценой в $2 млрд (см. статью на стр. Б1).

Тем не менее Ахметов не теряет надежды, что итоги прошлогодней приватизации “Криворожстали” останутся в силе. “Некоторые суды считают, что мы все покупали абсолютно законно, но есть и другие, которые считают, что это не так”, – говорит он. Теперь Ахметов вместе с партнерами оспаривает национализацию своей собственности в Европейском суде по правам человека.

Несмотря на то что на родине многие хотели бы видеть его нищим и за решеткой, Ахметов сохраняет завидную невозмутимость. После смены власти на Украине уже арестованы сотни человек, главным образом по обвинениям в нарушениях во время выборов и служебных злоупотреблениях при прежнем режиме. Первые аресты затрагивали чиновников нижнего и среднего звена, но в последние месяцы в числе задержанных порой оказывались и представители бывшей элиты Украины.

Любая серьезная антикоррупционная кампания правительства, по мнению экспертов, неизбежно затронет бизнес Ахметова, которому принадлежат многие промышленные предприятия Донбасса. Во время прошлогодних президентских выборов именно Донецк, его родной город, оказался центром скандала из-за фальсификации результатов выборов в пользу Виктора Януковича.

“В середине 90-х гг. Украина была вольницей для бандитов, – говорит Тарас Кузио, приглашенный профессор Университета Джорджа Вашингтона, – так что теперь неизбежно возникнет масса проблем, чтобы понять, что было законно, а что нет”.

Ахметов говорит, что слухи о том, что он бежал с Украины, опасаясь ареста, – неправда. В июле украинская прокуратура вызывала Ахметова на допрос по делу о покушении на убийство в 1988 г. Прерывать отдых с женой и двумя сыновьями в Монако из-за вызова в прокуратуру он не стал. “У нас есть семейная традиция приезжать сюда отдохнуть летом”, – говорит Ахметов, загоревший и выглядящий отдохнувшим после месяца, проведенного на берегу Средиземного моря. Он уверяет, что будет общаться с украинскими прокурорами, только “когда появится серьезная тема для разговора”.

Аналитики и западные дипломаты в один голос отмечают, что в случае с Ахметовым украинские власти оказались в незавидном положении. Им приходится балансировать между народными требованиями справедливости и страхом отпугнуть инвесторов из страны с 40-миллионным населением. По словам аналитиков, из-за разговоров о грядущем масштабном пересмотре итогов приватизации приток инвестиций в страну уменьшается, а экономика Украины замедляет рост.

Ахметов говорит, что не боится ни за собственное будущее, ни за будущее своего холдинга System Capital Management. В его состав входят около 90 компаний сталелитейного, машиностроительного, энергетического, телекоммуникационного, банковского и медиасекторов. Сейчас SCM доминирует на рынке Восточной Украины.

Опальный олигарх уверен, что у него нет причин бояться прокуроров, занимающихся расследованием фальсификации результатов президентских выборов на Украине. “Лично я голосовал за Януковича, но никого не призывал делать то же самое”, – говорит он.

Впрочем, он хорошо отзывается о президенте Викторе Ющенко и называет его “хорошо воспитанным человеком”, с которым можно работать. Ахметов говорит, что у него теплые отношения и с премьер-министром Юлией Тимошенко, хотя именно она призывала к отмене некоторых приватизационных сделок, заключенных при прежнем правительстве.

Ахметов полагает, что новые украинские власти должны оставить старые обиды в прошлом. Он подчеркивает, что большую часть активов SCM приобретала в то время, когда регулирования на украинском рынке практически не было. “Мы инвестировали в украинскую экономику по правилам, которые тогда действовали”, – говорит он. (WSJ, 9.08.2005, Татьяна Бочкарева)