Милиционеры и чиновники выглядят страшнее, чем бандиты


В России престижнее всего быть юристом – 29% опрошенных Центром Юрия Левады респондентов назвали в качестве самых престижных профессии юриста, нотариуса, прокурора или судьи. Эти же занятия 20% опрошенных считают и самыми доходными – в их представлении богаче живут только банкиры, которых указали 24% респондентов.

Профессии милиционера и гаишника престижными не считаются вовсе – их назвали менее 3% респондентов. Зато об этих профессиях говорят как о самых криминальных – таково мнение 38% респондентов. Следующими по криминальности признаны министры, госчиновники и депутаты (19%), и лишь третьими (14%) по преступности граждане считают собственно криминальные “профессии” киллера, бандита, рэкетира, наркоторговца, террориста и т. д., которые разделили это место с бизнесменами. Правда, граждане отдают должное опасности работы в милиции: самой опасной ее считают 29% респондентов – 2-е место после пожарных и спасателей (40%).

По словам заместителя директора Центра Юрия Левады Алексея Гражданкина, опрос отражает “реальность, которая есть в самосознании, а она во многом формируется средствами массовой информации (СМИ)”. “Люди сами формулировали ответы, и радует, что большинство все-таки не считают бандитизм профессией, но, с другой стороны, опыт столкновения с работниками ГИБДД имеют многие, что прямо сказалось на результатах”, – говорит Гражданкин. Директор по международным и общественным связям ВЦИОМ Дмитрий Поликанов полагает, что представление о престижности или криминальности профессии черпается людьми из мифов, сформированных в масс-медиа, и “первое, что приходит на ум после всех историй про оборотней в погонах, – это милиционеры”.

Представитель департамента по борьбе с оргпреступностью и терроризмом МВД России Олег Ельников говорит, что “ни один здравомыслящий человек ни киллера, ни бандита профессией не считает”, и полагает постановку вопроса, которая позволила дать такой ответ, некорректной. По словам сотрудника департамента охраны общественного порядка МВД, “негативное отношение части граждан к милиции для нас не новость, это существенно мешает и мы с этим боремся. Это последствие не только фильмов и сериалов, но и общей массовой криминализации 90-х гг.”.

Помощник министра экономического развития Константин Ремчуков признает, что представление о криминальности министров, чиновников и милиционеров в первую очередь вызвано повседневной практикой людей, которым все чаще приходится сталкиваться с вымогательством должностных лиц, в то время как криминал в бандитском варианте стремительно исчезает из повседневности. “В таких представлениях [о криминальности чиновников и милиции] много мифологического, есть, конечно, и много честных людей на госслужбе, – говорит президент фонда “ИНДЕМ” Георгий Сатаров. – Но динамика коррупции последних лет однозначно влияет на представление людей о госслужащих”.