Пропавшие миллиарды


Расположенный здесь американский отдел финансирования реконструкции Ирака дважды заплатил подрядчику за одну и ту же работу. Миллионы долларов наличными были доверены американскому чиновнику, который за несколько недель до этого был уволен за некомпетентность. Из $119,9 млн, выделенных на региональные проекты, $89,4 млн были выплачены без контрактов или иной документации. Еще $7,2 млн исчезли без следа.

Гораздо сильнее, чем преданные гласности факты коррупции, чиновников США и Ирака удивила личность человека, который их обнаружил, – Стюарт Боуэн, специальный генеральный инспектор реконструкции Ирака.

Боуэн – юрист из Техаса, активно участвовавший в избирательных кампаниях американского президента Джорджа Буша. Когда началась война в Ираке, он лоббировал интересы американской компании, желавшей получить крупный контракт в рамках программы восстановления Ирака. В октябре 2004 г. конгрессмен-демократ Генри Уэксман в докладе “Политизация генеральных инспекторов” отметил, что такие аудиторы, как Боуэн, не могут быть “независимыми и объективными”.

Несмотря на эту репутацию, именно Боуэн стал самым авторитетным и жестким критиком того, как американская администрация ведет дела в Ираке. Он сделал несколько публичных докладов, в которых подробно рассказал о просчетах управления, практически полном отсутствии контроля за распределением средств, мошенничестве и хищении денег американскими чиновниками.

Белый дом доклады Боуэна не комментирует, но инспектору и так хватает жестких критиков. Госдепартамент и Министерство обороны США не оставляют попыток подчинить его себе.

Пол Бремер, возглавлявший до июня 2004 г. Временную коалиционную администрацию Ирака (CPA), упрекает Боуэна в “искажении картины и неточностях”. Бремер считает, что от оккупационных властей, которым пришлось работать в условиях послевоенной разрухи, нельзя требовать следования стандартам отчетности, которые “трудно соблюдать даже живущим в мире западным странам”.

Сам Боуэн признал в одном из своих докладов, что “CPA работала в опасных условиях”. Но при этом он считает, что США должны были установить надлежащий контроль за распределением средств, выделенных на реконструкцию, “именно потому, что местное иракское правительство отсутствовало”.

В 1994 г. Боуэн был одним из лидеров в предвыборном штабе Джорджа Буша, баллотировавшегося в губернаторы штата Техас. После его победы Боуэн работал в администрации штата и находился в непосредственном подчинении Альберто Гонзалеса, нынешнего генерального прокурора США.

Боуэн провел 35 дней во Флориде, когда там пересчитывали результаты президентских выборов 2000 г., и продолжил работать в команде Буша после его победы. В 2002 г. президент особо отметил Боуэна среди своих помощников: “Я уверен, что Америка станет лучше благодаря появлению таких техасцев [в Вашингтоне]”.

В марте 2003 г., накануне вторжения в Ирак, Боуэн покинул Белый дом ради работы в известной юридической и лоббистской фирме Patton Boggs. Ему было поручено помочь строительной компании URS Group получить контракт в программе реконструкции Ирака. Боуэн говорит, что он лишь организовал встречу с Агентством международного развития США (USAID), которое в итоге не выделило URS ни одного контракта. Тем не менее впоследствии со временной администрацией в Ираке URS заключила контракты на $30 млн.

Реконструкция Ирака стала крупнейшим международным проектом США со времен Второй мировой. В распоряжении временной администрации оказалось $18,4 млрд, выделенных США, плюс $22 млрд, находившихся на арестованных иракских счетах и переданных в распоряжение США по решению ООН.

Резкая перемена

Осенью 2003 г. конгресс США учредил должность генерального инспектора CPA для контроля над расходованием выделенных средств (впоследствии – генеральный инспектор по восстановлению Ирака), а в январе 2004 г. на эту должность был назначен Боуэн.

Боуэну 47 лет. Он атлетически сложен и до сих пор сохраняет выправку капитана ВВС, где когда-то служил. В его офисе, расположенном рядом с Пентагоном, всегда наготове дорожная сумка и бронежилет, чтобы при необходимости в любой момент отправиться в Багдад.

В первый раз Боуэн прилетел в Багдад в феврале 2004 г. Он перемещался в бронированной машине, способной выдержать прямое попадание ракет и взрыв заложенных на дорогах фугасов. Вместе со своими сотрудниками Боуэн спал в трейлерах – в их распоряжении было всего два крошечных офиса. За полтора года бывало всякое. Во время одного из перелетов в Багдад был обстрелян самолет, в котором летел Боуэн. Один из аудиторов подал в отставку после того, как на его глазах ракетой был убит его друг – ему оторвало голову.

Первоначально США планировали сохранять контроль над Ираком в течение нескольких лет, однако рост насилия и недовольства иракцев вынудил их передать власть местному правительству уже 30 июня 2004 г. Это серьезно повлияло на темпы освоения выделенных на реконструкцию средств. Бремер дал указание американским подрядчикам построить как можно большее число небольших объектов, чтобы успеть к этой дате.

Теперь установить, куда шли деньги, зачастую невозможно. Один подрядчик из Хилла рассказывал сотрудникам Боуэна, что 21 июня он получил $6,75 млн наличными при условии, что сможет их освоить до 30 июня. Сотрудник CPA в Багдаде ключ от сейфа с $140 000 наличными хранил в рюкзаке, который, естественно, никто не охранял. Один из иракских министров, чтобы получить больше денег, написал, что у него в охране 8206 человек, хотя на самом деле едва набиралось 600. В январе 2005 г. в докладе Боуэн сообщил, что, по подсчетам его аудиторов, почти $9 млрд из Фонда развития Ирака в 2003–2004 гг. расходовались без необходимого документального оформления.

Реакция со стороны CPA и Пентагона на доклады Боуэна была чрезвычайно жесткой. Бремер требовал, чтобы Боуэн применял для проверок в Ираке стандарты, соответствующие ситуации. Пресс-секретарь Пентагона Брайан Уитман настаивал, что “CPA действовала в экстраординарных условиях – от начала до завершения операции в Ираке”. В ответ Боуэн говорил, что большая часть проблем была следствием структурных просчетов и нехватки персонала. По его собственным подсчетам, подрядчик в среднем должен был работать по 13–15 часов шесть дней в неделю, а седьмой – в укороченную смену по 6–11 часов.

В ноябре 2004 г. он сделал два доклада об американской компании Halliburton, обслуживавшей армию в Ираке. Боуэн призвал Пентагон оспорить счета Halliburton на $90 млн, поскольку компания не могла объяснить, на что были потрачены эти деньги.

Проверки Боуэна выявили и случаи откровенно незаконных действий. Американский солдат, помощник тренера по боксу, сознался, что проиграл половину из $40 000, выданных ему на оплату поездки иракской спортивной команды на Филиппины. Это дело передано в военный суд.

С недавних пор Боуэн начал отправлять на объекты по всему Ираку инженеров, чтобы они оценили качество работ, выполненных на американские деньги. Но нет гарантий, что Боуэну удастся довести начатое до конца. Летом 2004 г. накануне передачи власти местному правительству Госдепартамент США предложил включить ведомство Боуэна в состав собственной системы генеральных инспекторов. От этого плана пришлось отказаться из-за критики демократов.

Прошлой осенью конгресс расширил полномочия Боуэна – он получил возможность контролировать всю деятельность по восстановлению Ирака. Но в будущем году инспекция Боуэна, в которой работают уже почти 100 человек, может быть закрыта.

Проверки восстановительных работ в Ираке должны быть прекращены через 10 месяцев после того, как будут освоены 80% выделенных на это средств. Похоже, что это произойдет совсем скоро. Правда, в июле в конгресс был представлен законопроект, продлевающий работу ведомства, но его перспективы не ясны.

Боуэн отрицает, что его действия мотивированы политикой. По его словам, в последнее время он практически не общается с Белым домом – ни по служебным делам, ни по личным, хотя по-прежнему остается сторонником Буша. Кроме фотографии детей в кабинете Боуэна есть всего один фотоснимок, запечатлевший его на обеде с Джорджем Бушем в Белом доме. (WSJ, 26.07.2005, Татьяна Бочкарева)