Нефтяник Евтушенков

А. Галеев

Похоже, Рахимову потребовались деньги, соглашается аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. По его мнению, “Система” получила дисконт в 30–40%. Так что ее шансы заработать на этой сделке высоки. Доставшиеся ей активы могут подорожать на 50%, считает аналитик Газпромбанка Сергей Суверов. “Покупатель рискует, но он может получить больше: через год доля АФК может стоить $1 млрд”, – отмечает Лукашов. Покупателей на нее будет много, прогнозирует он: начиная от “Роснефти”, которой нужны перерабатывающие мощности, до “Базэла”, который давно интересуется нефтяными активами. В “Системе” от комментариев отказались, а связаться с представителями Урала Рахимова не удалось.

О переговорах “Системы” с Рахимовым-младшим “Ведомостям” рассказал чиновник правительства Башкирии. По его словам, речь идет о трети бизнеса Рахимова – крупных пакетах “Башнефти”, четырех НПЗ и “Башкирэнерго”. Два источника в “Системе” подтвердили “Ведомостям”, что компания готовит сделку по покупке доли башкирского ТЭКа. Один из них утверждает, что уже достигнута договоренность, что сначала Рахимов продаст 20% своего бизнеса, а затем еще не менее 5%. Продается не доля в ООО “Башкирский капитал”, владеющем основными предприятиями республиканского ТЭКа, уточняет он. Другой собеседник “Ведомостей” утверждает, что сделка состоялась и Рахимов-младший продал “Системе” треть своего бизнеса. Сумму сделки собеседники “Ведомостей” не называют.

Нефтянка никогда не была основным бизнесом “Системы” – корпорация делает ставку на телекоммуникационную отрасль. Она владела небольшими нефтяными активами, но в 2003 г. продала их. Покупка доли в башкирском ТЭКе не означает отказ “Системы” от своих принципов, утверждает источник в корпорации. “На этой сделке мы планируем заработать, – утверждает он. – Мы принципиально увеличим стоимость этого актива и продадим его дороже”.

Но эта сделка весьма рискованна, предупреждает Евтушенкова Владислав Игнатов. Будучи аудитором Счетной палаты, он в 2003 г. проверял законность приватизации башкирского ТЭКа. Тогда Игнатов назвал продажу активов “беспрецедентным случаем хищения активов из федеральной собственности”. “По итогам той проверки было возбуждено уголовное дело, и у меня нет информации о том, что оно закрыто за отсутствием состава преступления”, – сказал вчера “Ведомостям” Игнатов.

В результате приватизации основные предприятия республиканского ТЭКа достались ООО “Башкирский капитал” (см. врезку). Эксперты и участники рынка считают его основным владельцем Рахимова-младшего.

Но в апреле этого года Рахимов-старший издал указ, предписывающий вернуть в госсобственность акции “Башнефти” и “Башкирэнерго”. А Минимущество республики добилось в суде признания незаконными нескольких сделок с акциями этих предприятий.

Но деприватизации не случилось: Минимущество заключило с “Башкирским капиталом” мировое соглашение. Его условия не разглашались, но чиновник правительства Башкирии утверждает, что Урал Рахимов обещал перечислить в бюджет республики “некоторую сумму”.