Надежды на финна


Время, когда Оллила возглавил Nokia, было очень болезненным для компании. В декабре 1988 г. легендарный президент Nokia Кари Кайрамо покончил жизнь самоубийством. В 1991 г. финские банки, которые в то время контролировали Nokia, вели переговоры о продаже компании ее шведскому конкуренту – Ericsson. Но сделка сорвалась: шведам было интересно подразделение Nokia по производству мобильных телефонов, но их отпугнули громадные убытки остальных подразделений компании.

“Это отличная возможность поработать в ведущей глобальной компании”, – говорит Оллила. В Royal Dutch/Shell с его приходом закончится 98-летний период двоевластия: до последнего времени в компании было два совета директоров, представлявших две материнские компании – голландскую Royal Dutch Petroleum и британскую Shell Transport and Trading.

В прошлом году Shell пережила тяжелый кризис: компании пришлось несколько раз объявлять о сокращении запасов нефти и газа. Скандал стоил поста председателю совета директоров Shell Филипу Уоттсу и заставил менеджмент начать реорганизацию компании. В конце июля на Лондонскую фондовую биржу были выведены акции объединенной Royal Dutch/Shell. Первые результаты единой компании, опубликованные в конце июля, оказались хуже прогнозов. А по темпам роста добычи она отстает от своих главных конкурентов – BP и ExxonMobil.

Выбирая кандидата на пост председателя совета директоров, менеджмент компании не скрывал, что не хотел бы видеть в этой должности ни голландца, ни британца. Оллила этому требованию соответствует как нельзя лучше: он родился и вырос в маленьком городке в глубине Финляндии и сохраняет черты традиционного финского характера. “В Йорме сочетаются высокая интеллектуальность с исключительным уровнем организации, но душой компании его не назовешь. Он не любит много говорить”, – отмечает глава финской компании Sampo Бьорн Волрос, который знаком с Оллилой с середины 80-х гг.

В Royal Dutch/Shell от Оллилы ожидают, что он сумеет повторить в нефтяной компании успешную реорганизацию Nokia, которая под его руководством из неповоротливого конгломерата, производящего самые разные вещи – от автомобильных шин до резиновых сапог и туалетной бумаги, – превратилась в прибыльную компанию, занимающую лидирующее положение в своем сегменте рынка.

В 1992 г., когда Оллила стал президентом Nokia, она стоила всего 150 млн евро ($183 млн). За 13 лет ее стоимость выросла более чем в 380 раз – до 57,6 млрд евро ($71,1 млрд). Добиться этого удалось благодаря тому, что Nokia еще в начале 90-х перешла на цифровой стандарт. Это позволило уменьшить размер телефонов и увеличить срок работы аккумуляторов. Компании удалось сделать мобильники доступными для массового рынка, кроме того, Nokia раньше конкурентов начала работать над дизайном: ее модели перестали быть похожими на кирпичи и превратились в модные аксессуары.

Неудивительно, что глава Nokia пережил на своем посту большинство руководителей других телекоммуникационных компаний, многие из которых пострадали из-за кризиса 2001 г. Оллилу без натяжек можно назвать одним из самых успешных европейских менеджеров 90-х. Благодаря ему Финляндия стала страной, в которой есть своя глобальная корпорация. На сегодняшний день 3% ВВП станы приходится на долю Nokia.

Nokia была основана в XIX в. и первоначально занималась традиционным для Финляндии целлюлозно-бумажным производством. Довольно долго компания выпускала самые разные потребительские товары, и только в 1980-е гг. менеджмент решил кардинально сменить специализацию и заняться потребительской электроникой и компьютерами. Начало было не слишком удачным: совмещая производство телевизионных трубок с производством автомобильных шин и кабеля, Nokia оказалась по уши в долгах.

Реорганизацию компании затеял Оллила, инженер и экономист, перешедший из Citibank в Nokia в 1985 г. на должность руководителя небольшого подразделения мобильных телефонов.

В скором времени Nokia вновь стала прибыльной компанией, свернула непрофильный бизнес, а в производстве мобильных телефонов сумела обогнать не только Ericsson, но и мирового лидера – американскую Motorola. В середине 90-х гг. Nokia не было равных среди мировых производителей мобильных телефонов. Даже несмотря на насыщение рынка и спад мирового производства сотовых телефонов в начале 2000-х гг., финская компания смогла укрепить свои позиции и практически достигла своей цели – 40% мирового рынка.

В последние полтора года удача начала изменять Nokia. Ее доля на рынке сократилась до 33%, и теперь уже финны не поспевают за своими конкурентами – азиатскими Samsung и LG, а также усилившей свои позиции Motorola. Nokia слишком поздно заметила спрос на “раскладушки” с цветными экранами и потеряла большое число покупателей, которые охотнее берут азиатские модели – они дешевле и снабжены всевозможными технологическими новинками. Особенно трудно Nokia стало в Европе: на этом рынке ее доля упала с 51% в 2002 г. до 32,6% в 2004 г. В апреле 2004 г. Nokia пришлось дважды предупреждать инвесторов, что прибыль будет ниже прогнозов. Впрочем, Оллила не считает, что компания в кризисе: “Мы очень довольны тем положением, которое занимаем. С нашей долей рынка не сравнится ни одна компания мировой электронной промышленности”.

В Nokia сейчас идут важные кадровые перестановки. С уходом Оллилы полностью распадется так называемая “группа четырех” – группа руководителей, определявших корпоративную культуру финской компании, ее целеустремленность и последовательность. В прошлом году Nokia покинули два представителя “группы” – директор по стратегическому развитию Матти Алахухта и руководитель подразделений по производству оборудования для телекоммуникаций Сари Балдауф. В июне будущего года Оллилу на посту гендиректора сменит последний представитель “группы четырех” Олли-Пекка Калласвуо, проработавший в Nokia 25 лет.

Чего же ожидать инвесторам и менеджерам Royal Dutch/Shell от нового председателя совета директоров? “Cоздания новой Shell – глобальной компании, способной делать все то, что необходимо делать в нефтегазовой промышленности”, – говорит Оллила. У него нет ни малейшего желания отойти от дел, после того как он уйдет с поста президента Nokia. “В свои 54 года я в прекрасной форме – и физической, и моральной. Я чувствую, что многое еще могу сделать”, – говорит Оллила.

Он любит цитировать слова китайского философа Лао Цзы о том, что “самый лучший руководитель – тот, которого сотрудники почти не замечают. Когда работа сделана и цель достигнута, они говорят: “Мы сделали это сами”. (FT, 1–6.08.2005, Татьяна Бочкарева)