Перемена отчасти


Сегодня в Эдинбурге начинаются гастроли японского театра но, прежде здесь не виданного. Надо заметить, что эдинбургский директор Брайан Макмастер вообще не суетится: спектакль “Сумидагава”, как и китайский цирк, принимавший участие во вчерашнем открытии программы, привезли в Шотландию лишь тогда, когда восточную тему отыграли, кажется, уже все крупные театральные форумы, включая Чеховский фестиваль в Москве, что, в принципе, способно потешить и наше самолюбие.

Как, впрочем, и тот факт, что еще один из главных номеров нынешней эдинбургской программы можно было увидеть в Москве еще прошлой зимой на фестивале NET. Речь идет о венгерской “Чайке” в постановке Арпада Шиллинга, самой свежей и легкой за последние годы трактовке чеховской пьесы. Шиллинг придумал вроде бы очень простой ход – его актеры приходят в театр в своей повседневной одежде и до начала действия сидят среди зрителей. Но затверженная наизусть “Чайка” и в самом деле превращается в этом спектакле в совершенно сегодняшний текст, как будто артисты подмечают чеховские реплики в собственной повседневной речи (см. “Ведомости” от 14.12.2004).

По старым эдинбургским правилам “Чайку” должен был бы привезти Петер Штайн, один из здешних завсегдатаев и любимцев публики. Но и немецкий мэтр выступает на этот раз в несколько неожиданном амплуа постановщика новой драмы – Штайн покажет на фестивале “Черную птицу” (Blackbird), которая должна, наверное, польстить местной публике, поскольку автор пьесы Дэвид Хэрроуэр – шотландец.

Однако практически половина драматической программы Эдинбурга в этом году посвящена классику с соседнего острова – ирландцу Джону Миллингтону Сингу (1871–1909). Druid Theatre Company привозит цикл из шести пьес драматурга в постановке обладателя премии Tony Гэрри Хэйнса.

В танцевальной части программы преобладает классика XX в. Балеты Баланчина предстанут в исполнении Шотландского балета и Национального балета Нидерландов (голландцы, впрочем, включили в свою программу также хореографию Дэвида Доусона и Джерома Роббинса). Хитом программы обещает стать “Лебединое озеро” – редакцию балета, отмеченную уважением к хореографическому оригиналу Мариуса Петипа и Льва Иванова, сделал звездный хореограф уже постбаланчинского направления – англичанин Кристофер Уилдон. “Лебединое” предстанет в исполнении американского Балета Пенсильвании, а партитуру Чайковского играть будет Большой симфонический оркестр им. Чайковского под управлением Владимира Федосеева.

Современный танец представлен всего двумя спектаклями – это “Контрудар” (Contrecoup) Франсуа Веррэ по мотивам Фолкнера и “Импровизации” (Impromptus) Саши Вальц. Постановка Вальц, одной из ключевых фигур сегодняшнего европейского танца, – главное событие всей танцевальной программы и одновременно свидетельство явного отставания Эдинбурга от своего континентального соседа: в Авиньоне “Импровизации” показывали в прошлом году.

Вообще-то на фоне Авиньонского фестиваля, чья радикальная программа этим летом вызвала во Франции нешуточный скандал (см. “Ведомости” от 26.07.2005), эдинбургская афиша выглядит уже не столько консервативной и сбалансированной, сколько робкой. Возможно, как раз потому, что здесь все-таки пытаются следовать актуальным тенденциям, но как-то слишком уж осторожно и запоздало. Cпектакль по пьесе Шана Хана “Комната для молитвы” (Prayer Room), посвященный межэтническим и межконфессиональным отношениям, и толкующая о тех же проблемах видеоинсталляция “Между двумя мирами” (Between Two Worlds) выглядят как попытки отыграть разом и социальную тематику (оказавшуюся в центре авиньонской программы в прошлом году), и интерес сегодняшнего театра к смежным искусствам (возмутивший часть авиньонской публики уже этим летом).

Уклон в сторону Востока, уклон в политику, а иногда то и другое вместе присутствует и в музыкальной программе фестиваля. На первом плане – две оперные постановки. Камерная опера Бенджамина Бриттена “Река Керлью” (Curlew River) – музыкальная версия той самой пьесы театра но “Сумидагава”, с которой начинается фестивальная программа. Европейская премьера оперы американца Джона Адамса (лауреата Grammy этого года) – плод копродукции фестиваля и Шотландской оперы, а повествует “Смерть Клингхоффера” (The Death of Klinghoffer, 1991) о захвате пассажирского судна палестинскими террористами. В филармонической программе – концерт музыки курдов, а также выступление Оркестра Западно-Восточного дивана, в котором Даниэль Баренбойм объединил израильских и арабских музыкантов.

И все же дело не в одной политике или моде. Бриттен – классик ХХ в., Джон Адамс – один из лучших современных композиторов, а израильско-палестинский оркестр, по отзывам критиков, играет хорошо – что неудивительно, раз этим оркестром дирижирует Баренбойм. А большая часть музыкальной программы состоит из классики, барокко, ХХ в., иногда раритетов (например, опера “Ариадна на Наксосе” Георга Бенды, современника Моцарта). В списке же исполнителей, не таком блестящем, как на Зальцбургском фестивале, можно все же насчитать пару десятков имен первого ряда.

Особо резких и концептуальных жестов в Эдинбурге предпочитают не делать. И если Авиньон все больше становится местом, где европейский театр ищет новый язык, а Зальцбург продолжает собирать коллекцию звезд, то в Эдинбург стоит ехать за тем, что уже проверено временем и публикой других фестивалей. Эта позиция довольно уязвима с точки зрения конкуренции, но и здравый смысл в ней определенно есть.