Футбол поможет Германии


Сверкающий стеклом и сталью четырехзвездочный отель Radisson SAS (первое, как утверждают его архитекторы, круглое здание в мире) – лишь одна из многих гостиниц, с рекордной скоростью возводящихся в Германии в преддверии главного события в мировом футболе. В 18-этажном отеле, который открывается в Берлине в октябре, 428 номеров, семь конференц-залов, два танцевальных зала. При этом в одном только Франкфурте сейчас строятся 20 отелей. К следующему лету должны открыться Movenpick на 288 номеров, Rocco Forte (167), Fleming’s (170), Ibis (263). Если будут реализованы все проекты, включая строительство гостиниц таких сетей, как Le Meridien, Mandarin Oriental и Hyatt International, в городе будет около 20 000 гостиничных номеров, на треть больше, чем сегодня.

Бум в определенной степени объясняется тем, что международные сети игнорировали Германию во время длящейся уже несколько лет стагнации. “На [ведущие мировые] брэнды в Германии приходится лишь 18–20% гостиничного сектора, тогда как в США – 70%. Так что в Германии [девелоперам] есть куда развиваться – по крайней мере до уровня в 30–40%”, – говорит Маркус Ленерт, вице-президент по международному развитию Marriott International.

Во Франкфурте рекордный уровень свободных офисных площадей привел к падению арендных ставок до такого уровня, что здания стало выгодно переделывать под отели. Интерес к гостиничному рынку подогревает и растущий спрос. По данным гостиничной ассоциации IHA, загруженность номеров в Германии в 2004 г. выросла на 3%, при том что иностранцы (как бизнесмены, так и туристы) останавливались в немецких отелях на 9% чаще, чем в 2003 г.

Проблема в том, что предложение растет гораздо более быстрыми темпами, чем спрос. В IHA полагают, что 323 отеля, которые сейчас строятся в стране, – это чересчур много. “Цены за номера, в отличие от зарубежных рынков, не растут, [в Германии] наблюдается значительный избыток предложения и жесточайшая конкуренция”, – считают в IHA. По данным исследования Hotel Benchmark, проведенного аудиторско-консалтинговой фирмой Deloitte, в первом полугодии 2005 г. цены в немецких отелях были ниже среднеевропейских на 20%, а загруженность номеров – на 9%.

По оценке ФИФА, матчи чемпионата мира по футболу, которые будут проходить в 12 городах Германии, посетят около 3 млн человек. В национальном комитете по туризму ожидают, что каждый из них проведет в отеле в среднем 1,8 суток. Все девелоперы признают, что скорректировали свои планы к июню 2006 г. Между тем кратковременный всплеск спроса может смениться затяжным спадом. В 2004 г. на 10% выросло число банкротств среди операторов независимых отелей, которые начали испытывать серьезные проблемы под натиском приходящих в страну международных сетей. “Опасность перенасыщения рынка велика, – говорит Рассел Кетт, управляющий директор консалтинговой фирмы HVS International. – После нынешней лихорадки останутся только те, кто будет нести убытки. (FT, 15.08.2005, Михаил Оверченко)