Король МАКСа


В гражданском секторе вчера продолжалось состязание между ближнемагистральными самолетами RRJ разработки “Сухого” и украинским Ан-148, который в отличие от RRJ, представленного макетом фюзеляжа, представлен летным образцом. Отделить реальные контракты от рекламных заявлений сложно – все стороны уверяют в реальности объявленных заказов. Итак, вчера ЗАО “Гражданские самолеты Сухого” (ГСС) подписало с Финансовой лизинговой компанией (ФЛК) контракт на поставку с 2008 г. 10 RRJ для “Трансаэро”, “Аэрофлот-Норд” и других компаний – за $268 млн. Предоплату в размере $30 млн ФЛК обещает перечислить в сентябре. А антоновцы умудрились передать “КрасЭйр” в лизинг на 15 лет за $40 млн при помощи “Ильюшин финанс Ко” (ИФК) пригнанный на салон Ан-148, который предстоит к 2006 г. переоборудовать в конфигурацию VIP. ИФК также заявила и о подписании соглашения с воронежской авиакомпанией “Полет” о лизинге сразу 20 Ан-148. Однако в отличие от заключенного во вторник соглашения о лизинге 10 Ан-148 для “Пулково” есть сомнения в реалистичности этой сделки, говорит близкий к ней источник.

На авиасалоне в Жуковском из иностранцев более всего заметны американские военные, прилетевшие со своими самолетами. Немало и китайцев – в составе делегации КНР на МАКС приехал даже первый китайский космонавт Ян Ливэй. Традиционно много индийцев, встречаются военные из Индонезии и Малайзии, немало людей в военной форме арабских стран, есть и восточноевропейцы.

Однако Пентагон российскую технику не покупает, а китайцы сейчас взяли опасную для нашего авиапрома паузу в подписании новых контрактов. Да и сделки с ними обычно заключаются под завесой секретности, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Так что одним из самых желанных гостей стал король Иордании Абдалла II, уже второй день осматривающий выставку. Его величество зазывали на свои экспозиции все крупные российские авиафирмы – от “Сухого” до “Камова”. Вчера его личное участие увенчалось сенсационным подписанием контракта с “Рособоронэкспортом” на продажу двух военно-транспортных самолетов Ил-76 МФ.

В отличие от тяжелого транспортного самолета Ан-124 “Руслан”, купленного ОАЭ на Украине для перевозок “разного барахла для соколиной охоты шейхов”, Ил-76 МФ действительно понадобятся ВВС Иордании – с учетом активной внешней политики этого государства, говорит информированный источник в одной из российских авиакомпаний.

По словам источника в госпосреднике, сумма сделки составляет около $100 млн. Эти самолеты собирают в Ташкенте, однако торговым агентом ташкентского завода при их поставке в Индию и Китай традиционно выступал “Рособоронэкспорт”. Да и доля российских комплектующих существенно превышает 50%, поэтому Россия получит в результате контракта никак не меньше $50 млн, говорит источник. Директор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак говорит, что каталожная цена нового Ил-76 старой модификации равнялась $31 млн, но удлиненный Ил-76 МФ с новыми двигателями ПС-90, впервые продаваемый за границу, должен стоить около полусотни миллионов долларов. Технических проблем с исполнением контракта не предвидится, так как на Ташкентском авиационном ПО им. Чкалова (ТАПОиЧ) существует задел из десятка фюзеляжей Ил-76, говорит Рыбак.

Абдалла II не обошел вниманием и новый ударный вертолет Ми-28Н. Закупки вертолетов и средств ПВО Иорданией вполне реальны, говорит источник в “Рособоронэкспорте”, однако вчера иорданский король, по словам руководителя Федерального агентства по промышленности Бориса Алешина, выразил желание купить лишь пять спортивных самолетов Су-31.

Гендиректор ГСС Виктор Субботин заявил о том, что ведутся переговоры с итальянской компанией Alenia и индийским HAL о продаже по 10–15% акций ГСС, что должно помочь в продажах RRJ в Европе и в Индию, однако о сумме сделки, по его словам, говорить пока рано.