$1 млрд за непоследовательность


С 1 июля Федеральная налоговая служба (ФНС) перестала рассылать территориальным управлениям планы по сбору налогов. Их заменили “бюджетными ориентирами”. Минфин объяснил, что выполняет поручение президента, который назвал приоритетом для налоговых органов “проверку исполнения законодательства”, а не выполнение “каких бы то ни было планов по сбору налогов”.

Но в проекте закона о бюджете на 2006 г. предусмотрено 28,5 млрд руб. ($1 млрд) дополнительных поступлений по налогу на прибыль, которые, как планируется, будут начислены в 2005 г. “по результатам контрольной работы налоговых органов”.

Речь идет о претензиях, которые налоговики рассчитывают предъявить компаниям по итогам уже идущих налоговых проверок, объясняет чиновник Минфина. Плюс суммы, которые налогоплательщики должны заплатить бюджету по уже состоявшимся решениям судов, добавляет представитель ФНС Елена Толгская. По ее словам, цифра 28,5 млрд получается так: для каждого региона рассчитывалась налоговая база и потенциальный объем налога на прибыль. “Затем сопоставляются цифры – сколько контрольных проверок мы планировали делать и сколько в среднем на одну проверку идет доначислений”, – рассказывает Толгская. По ее словам, это “всего лишь прогнозные показатели”.

“Но бюджет – это закон, а не прогноз”, – возражает президент “МЦФЭР-консалтинга” Дмитрий Черник, бывший замминистра по налогам и сборам. Он убежден, что, заложив в бюджет план по доначислению налогов, Минфин “противоречит сам себе” и ставит под сомнение долгожданную отмену заданий для налоговиков.

“Подобные доходы нельзя планировать в принципе, поскольку они исходят из заведомой нечестности налогоплательщика, – возмущается Антон Данилов-Данильян из “Деловой России”. – Если государство заранее вписывает такие тезисы в бюджет, инвесторы воспринимают его как спланированный наезд: “ловили, ловим и будем ловить”.

За девять месяцев 2004 г. российским компаниям доначислено 470 млрд руб. налогов за предыдущие годы. Налоговые претензии к “ЮКОСу” привели к его коллапсу, а в декабре котировки “ВымпелКома” рухнули, когда компания объявила, что налоговики выписали ей счет за 2001 г. на 4,4 млрд руб. Бизнес абсолютно не доверяет власти, констатировал тогда председатель правления РАО ЕЭС Анатолий Чубайс, предположив, что от “изысканий” налоговиков уже пострадало около трети российских компаний.

“Отказаться от этой статьи при формировании бюджета нельзя”, – утверждает источник в правительстве. В Бюджетном кодексе написано, что бюджет формируется исходя из всех ожидаемых поступлений. “Когда мы приходим в Думу, самым страшным преступлением правительства там считают неуказание какого-то источника доходов”, – объясняет чиновник.

“Как только налоговый орган не станет планировать доначисление доходов от проверок, ему откажут в увеличении зарплат и премий, – делится чиновник администрации президента. – Поэтому мы уходим от практики планов по сбору налогов, со временем будут упразднены и задания по доначислению налогов в бюджет”.

“Если бы фискальные проверки выявляли деятельность компаний в зоне “серого” и “черного” бизнеса, тогда их деятельность надо было бы приветствовать, – говорит президент кондитерской фабрики “Одинцово” Андрей Коркунов. – Но налоги как правило доначисляются тем, кто не разобрался в законодательстве”. Вице-президент группы компаний “ВМП-Корп” Алексей Кожевников говорит, что большая часть предприятий среднего бизнеса работает “в белую” и дорожит этим. “Все, у кого в партнерах иностранные компании, предпочли прозрачный бизнес и с законом не шутят. Мы, например, работаем с французами по компьютерной технике, и потеря репутации обойдется дороже недоплаченных налогов”.

Непоследовательность властей в первую очередь ударяет по инвестиционному климату, убежден председатель совета директоров инвестиционного банка “Траст” Илья Юров. “Инвесторы трактуют это единственным образом: левая рука не ведает, что делает правая, а значит, четкой стратегии у государства нет”, – заключает он.