Москва требует с РАО ЕЭС $60 млн


25 мая пол-Москвы и четыре соседних региона остались без электричества. На юге и в центре Москвы не было света, воды, связи, не работали лифты, телефоны, банкоматы, метрополитен и светофоры, не ходили поезда, прерывались биржевые торги. Подключить электричество удалось на следующий день.

В день энергоаварии председатель правления РАО Анатолий Чубайс попросил прощения у москвичей и заверил, что энергохолдинг готов нести ответственность за аварию. “Но энергетики, кажется, забыли свои обещания, – недоумевает представитель правительства Москвы, – РАО не торопится компенсировать убытки”. По его словам, прямые убытки, понесенные городским хозяйством из-за энергокризиса, составили 1,7 млрд руб. Эта сумма не включает в себя потери частных предприятий и упущенную выгоду.

По его словам, страховые компании вернули лишь незначительную часть этой суммы. Остальные документы отправлены в РАО и “Мосэнерго”, но деньги столице не вернули, говорит представитель правительства Москвы. “Руководство Москвы не позволит спустить эту проблему на тормозах и будет добиваться компенсации за понесенный городом ущерб всеми законными способами, в том числе через судебные инстанции”, – сообщил вчера “Интерфакс” со ссылкой на чиновника правительства столицы.

Официальных исков правительство Москвы к “Мосэнерго” не предъявляло, так же как и администрация Московской области, сообщили “Ведомостям” в пресс-службе столичной энергокомпании. Претензии юридических и физических лиц в компанию уже поступают, но их суммы в “Мосэнерго” не уточнили. Для рассмотрения претензий создана группа из представителей правительства Москвы, “Мосэнергосбыта”, “Мосэнерго” и РАО ЕЭС, уточнили в энергокомпании. Но это не быстрый процесс, говорит представитель РАО Марита Нагога, ведь ущерб должен быть документально подтвержден.

Впрочем, мэрия может и отказаться от выплат РАО. Сумма ущерба может стать предметом торга и при решении вопроса об увеличении доли Москвы в электросетевых компаниях, выделенных из “Мосэнерго”, признался представитель столичного правительства. Этот вопрос не обсуждается, говорит представитель РАО. С юридической точки зрения это практически невозможно, ведь ответчиком по ущербу является “Мосэнергосбыт”, а не сетевая компания. Решение о схеме получения Москвой контроля в распредсетях еще не принято, но базовым вариантом остается допэмиссия в пользу города, добавляет он.

Управляющий партнер A.S.T. Legal Виктор Юшин отмечает, что прямые убытки доказать несложно. Но гражданам, которые собираются судиться с РАО, юрист советует набраться терпения: на мелкие иски могут уйти годы. В США после энергоаварий пострадавшие получали компенсации через годы судов, напоминает вице-президент инвестбанка “Траст” Андрей Зубков. Он отмечает, что немало времени уходит и на то, чтобы определить, была ли претензия обоснованной.

РАО ждут и иски частных компаний. Источник, близкий к МНПЗ, сказал, что завод собирается предъявить иски о возмещении ущерба, в сумму которого будут включены иски к заводу от МПР из-за выброса загрязняющих веществ в атмосферу.