Авиапрому добавят льгот


Российская авиапромышленность достойна тех же льгот по импорту комплектующих, что и автопром. Как заявил вчера “Прайм-ТАСС” замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Андрей Кушниренко, “мы сейчас получаем импульсы от иностранных партнеров о желании распространить режим промышленной сборки, введенной в автомобилестроении, на авиацию”. “Если [...] в Россию придут иностранные инвесторы, например бразильцы, канадцы, чтобы производить самолеты в нашей стране, то давайте сделаем это”, – пояснил чиновник. Он напомнил, что на переговорах о вступлении в ВТО Россия обязалась в течение трех лет после присоединения снизить тарифы на импорт авиаоборудования и комплектующих с нынешних 10–15% до 5%.

“Это пока идея, но вероятность появления режима промышленной сборки в авиапромышленности довольно высокая, – полагает сотрудник одного из федеральных министерств. – Причем речь идет не только о сборке всего самолета, но и сборке комплектующих”. По его словам, пока есть только один реальный проект по строительству самолетов, для которого обсуждалась возможность применения нового режима, – это RRJ. “Не думаю, что [канадская] Bombardier или [бразильская] Embraer будут строить здесь заводы по производству самолетов – ведь что с ними потом делать, не очень понятно, экспорт вряд ли возможен, а на внутреннем рынке нам лишняя конкуренция не нужна, – поясняет чиновник. – Зато проектов по сборке комплектующих для самолетов в России может быть довольно много”. Связаться с руководителем Федерального агентства по промышленности Борисом Алешиным не удалось. Близкий к руководству агентства источник сказал, что поддерживает предложение снизить тарифы для авиапрома, ведь для отечественной промышленности большая интеграция в мировой рынок будет только благом.

Представитель Boeing в России и СНГ Виктор Аношкин говорит, что у компании нет проектов по сборке самолетов и комплектующих в России. А его коллега из европейского авиаконсорциума EADS Грегор фон Курсель сказал, что “мы приветствуем любое решение, которое приведет к снижению пошлин”, и напомнил, что у европейской авиапромышленности существует совместный с компанией “Иркут” проект по производству в России комплектующих для самолетов семейства А320, рассчитанный на 10 лет, стоимостью 200 млн евро. Правда, источник в “Иркуте” пояснил, что ввоз комплектующих для производства решеток полов, ниши передней стойки шасси, направляющих для закрылок и других деталей нужен только на первом этапе и со следующего года они будут производиться самостоятельно. “Мы по этому соглашению работаем в другую сторону”, – подчеркнул источник, но не исключил пользы от льгот в случае участия России в производстве самолета А350, что обсуждалось с EADS на прошедшем авиасалоне МАКС. Вероятность сборки в России самолетов двумя другими помимо Boeing и EADS производителями – канадской Bombardier и бразильской Embraer – исчезающе мала, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Однако для удешевления производства самолета RRJ компании “Сухой” снижение пошлин может пригодиться, поскольку там, по официальной информации компании, будет использовано 48% импортных комплектующих. По словам зампреда правления Союза авиапромышленности Константина Крохина, предложение чиновников “интересное” и принесет пользу прежде всего для загрузки отечественного авиапрома заказами по комплектующим для EADS, поскольку Boeing таких планов не имеет.