НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Благородная нагота


В последние годы на российский книжный рынок хлынули бесчисленные “Менеджменты в два притопа” или “Финансы в три прихлопа”. Пытаясь уместить огромные пласты науки и практики в нескольких страницах, авторы книг искажают предмет рассмотрения: раздевают донага, обмазывают медом (сладким набором упрощений и шуточек), посыпают перьями (списком собственных умозрительных наблюдений и предположений) и выпускают на площадь – под всеобщее улюлюканье. На этом фоне приятно выделяется книга корреспондента The Economist Чарлза Уилэна, в которой он раздевает экономику, но не опошляет ее. Книга написана для умных людей, которые никогда не изучали этой науки (или имеют самые смутные воспоминания о ее изучении).

Очевидное отличие экономической теории от более прикладных дисциплин в том, что она не дает прямых рецептов успеха, а представляет собой своеобразный, сфокусированный взгляд на окружающую действительность. А неужели бизнесу не нужен именно такой способ смотреть на мир – беспристрастный, аналитический, четкий? Ведь некоторые экономические концепции определили целые направления практического менеджмента. Риски, контракты, конкуренция – обо всем этом первой заговорила экономическая теория. Заговорила на сложном математическом языке, что вызвало у многих подсознательное отторжение. Уилэн пытается смягчить эту особенность “унылой науки”, он убежден: наука должна быть понятной. Экономические идеи слишком важны и слишком интересны для того, чтобы их складывали в одну кучу с дифференциальным исчислением и химией, отмечает он. В его книге экономическая теория предстает понятной, практичной и необыкновенно захватывающей. Каждая глава книги представляет собой изложение определенной концепции, полный вариант которой обычно описывается сотнями страниц монографий и научных статей. У Уилэна все лаконично – “когда сложные одеяния снимают, оказывается, что большинство великих идей в экономике интуитивны”. Например, задумывались ли вы над тем, каковы дополнительные издержки общества от покупки кем-то из граждан нового внедорожника? Учитываются ли компенсации владельцам более маленьких автомобилей за повышение риска для жизни? Выплачиваются ли деньги на лекарства детям-астматикам за увеличение уровня выхлопов? Предполагаются ли выплаты жителям прибрежных городов, которые теперь с большей вероятностью уйдут под воду из-за увеличения таяния арктических льдов? Это все следствия покупки более мощного автомобиля. Водители не считают нужным платить эту дополнительную стоимость, это так называемый внешний эффект. Но государство, заботясь об охране окружающей среды и здоровье своих граждан, вводит прогрессивный налог на владельцев автомобилей, чтобы за их счет возмещать “отрицательное внешнее воздействие”. Можно сколько угодно критиковать политиков, но в этом случае они действуют по законам экономики, которая предупреждает, а следовательно, вооружает. В книге подробно разбираются и другие проблемы, как глобальные – социальное неравенство, международная конкуренция, дискриминация, так и частные – налоги, цены на бензин, уровень заработной платы. Книга дает инструменты для анализа внешнего окружения, помогает “понять и улучшить несовершенный мир”, но это не панацея – никто не отменяет большой самостоятельной работы. Уилэн пишет: “Мы сами должны определить, что есть хорошая жизнь, прежде чем экономическая наука сможет помочь нам ее достичь”. Последнее важное замечание: книга Уилэна позволяет максимизировать долгосрочную полезность обладания, как сказал бы автор. Поэтому ее можно рекомендовать не только взрослым, но и подрастающему поколению. Кто постарше, будет читать самостоятельно, а для совсем юных экономистов родители найдут в книге простые ответы на сложные вопросы. Ведь согласитесь, что вопрос “откуда берутся деньги” иногда не менее сложен, чем традиционный – “откуда берутся дети”.