СТРАНА ЧУДЕС: Черное солнце


И валютные резервы растут, и стабилизационный фонд увеличивается, и рост экономики выше, чем ожидалось, и промышленный рост выше, и у правительства рейтинг подрос, и стране агентство Fitch кредитный рейтинг увеличило, и рубль укрепился больше, чем ожидалось, и тарифы естественных монополий растут быстрее, чем в прошлом году. И инфляция растет так, что в обещанные, по последним данным, 11% уже никто не верит. Все растет. И знаете что удивительно? Чем выше в цене нефть, тем выше и все остальное. Международное рейтинговое агентство Fitch, например, признает, что российские реформы в тупике, но кредитный рейтинг повышает, потому что при такой нефти нет никому дела ни до каких реформ.

Медики говорят, что солнечные лучи стимулируют в человеческом организме все подряд: и иммунитет, и онкологию – что в организме есть, то и стимулируют. В этом смысле нефть похожа на солнце. Только у нас под этим черным солнцем обязательно вырастает какая-нибудь гадость. Почему обязательно? Потому что всегда срабатывает одна и та же ловушка: плевать на реформы, при таких ценах на сырье любые проблемы будут замазаны жирным слоем нефти. Под ней все равно никто ничего не увидит.

Правительство счастливо оттого, что раз в год, в августе, снижение цен на овощи и фрукты приводит к торможению инфляции. Бог подает. В этом году, правда, подал меньше обычного – надеялись, что эта сезонная радость вызовет дефляцию, а получилось всего лишь снижение темпов роста инфляции. Но это неважно. Главное, что в структуре нашего потребления вся эта полезная растительность занимает такое место, что в состоянии влиять на макроэкономические показатели. Суперздоровая нация. А теперь давайте все это поставим с головы на ноги: снижение цен на фрукты и овощи в состоянии стабилизировать инфляцию в стране, в которой население настолько недоедает мяса, что массовый дефицит белка стал одной из причин снижения рождаемости. Как теперь насчет структуры потребления и здоровья нации?

Если у вас есть какие-нибудь иллюзии относительно того, что правительство не понимает, откуда берется инфляция, или не знает, как ее затормозить, так вы их бросьте. Знают, понимают и публично признают, что инфляции не будет, если цену отсечения в барреле нефти установить на уровне $18. То есть если все доходы от продажи каждого барреля нефти выше $18 куда-нибудь убрать и не тратить. Но, поскольку у правительства есть политические обязательства, эту цену отсечения пришлось поднять с $20 до $27. Потому что нужно платить и все из-за той же инфляции увеличивать пенсии и бюджетные зарплаты и т. д. и т. п. Вот в Пенсионном фонде дыра образовалась. Можно было бы, конечно, провести и менее уродливую пенсионную реформу и после не хвататься за голову, но теперь-то что?

Теперь все, что остается правительству, – это прятать инфляцию в росте реального курса рубля. Этот трюк позволяет на какое-то время успокаивать население, но ведет к тому, что отечественное производство окончательно теряет конкурентоспособность по отношению к импорту. Но населению это не так очевидно, как рост цен. Поначалу. Пока на падающем производстве не начинается сокращение занятости. Когда такое может случиться? Неизвестно. Но к концу этого года, по расчетам правительства, реальный курс рубля будет так же высок, как в августе 98-го.