Доска почета


Прелесть голубого спокойного моря и узких улочек столицы Лазурного берега заставляют мечтать о следующем отпуске и грустить об уходящем лете. Видимо, в этом и стоит искать причину, по которой фильм собрал во Франции $30 млн, обойдя такой хит, как “Астерикс и Обеликс против Цезаря”. А может быть, дело еще и в особенностях национального характера.

Длинноволосый блондин Брис, которого играет Жан Дюжарден, поучаствовавший в сочинении сценария картины, – классический французский балбес. Он покупает себе желтую доску для серфинга, штук пятьдесят желтых маек с надписью “Брис”, держит в саду утят и каждое утро пытается поймать высокую волну в море, которому присущ перманентный штиль – в Ницце иначе не бывает.

Брис молод, ловок, привлекателен и с поразительным легкомыслием относится к своим проблемам – и, вероятно, поэтому совершенно не вызывает того сочувствия, которое возникало по отношению к героям, допустим, Пьера Ришара или Жака Вийере (“Ужин с придурком”).

В новом французском хите случаются, конечно, и проблески юмора: например, когда подрабатывающий официантом Брис доит, как корову, кухонный кран или мимически доказывает посетителю ресторана, что тот похож на гусака. А друг Бриса Мариус, ступни которого состоят из огромных больших пальцев, мог бы стать достойным персонажем хорошего абсурдистского фильма.

Но все это вряд ли способно добавить увлекательности и смысла истории о том, как Брис мечтал стать самым лучшим серфингистом, молился на фильм “На гребне волны” с Патриком Суэйзи, попал на конкурс серфингистов в Биаррице и колоссально там прокололся, потому что не умел плавать. Но ему явился добрый дух, который произнес путаную мораль и подарил сначала новую доску, потом большую волну, а потом красивую Алису в желтой майке и тоже из Ниццы.

Brice de Nice плюс Alice de Nice – если читать по-французски, то хорошо рифмуется. А читать желательно именно по-французски – хоть Джеймс Хат и изрядно насытил свой фильм спародированными эпизодами из разных американских молодежных комедий, их грубость и напор в глупом, но легком и ненавязчивом “Брисе” не чувствуются – спасибо режиссеру и на этом.