IT и телекоммуникации в Санкт-Петербурге: Телефоны кончились


В середине августа управление “К” МВД объявило о задержании нескольких партий контрабандных мобильных телефонов общей стоимостью $10 млн. Петербургские участники рынка говорят, что уже ощутили дефицит аппаратов. Дмитрий Карманов, директор по маркетингу сети салонов “Ультра”, считает, что милицейская операция усугубила дефицит, который образовался еще в июне. По его словам, сети просчитались в прогнозах продаж, ожидая летнего спада, которого не произошло. По его оценке, дефицит сейчас составляет около 20% от спроса, что уже привело к повышению цен на розничном рынке на 15–20%. А в ближайшее время дефицит мобильных телефонных аппаратов приведет к их удорожанию на 30–40%, считает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Карманов полагает, что частично дефицит могут покрыть петербургские оптовики, которые ввозят телефоны напрямую в Петербург, минуя Москву. Но директор петербургского филиала “Евросети” Константин Левин утверждает, что местные оптовые торговцы слишком малы, чтобы полностью обеспечить разросшиеся сети, в том числе и федеральные. Такого же мнения придерживается Татьяна Москалева, руководитель службы по связям с общественностью группы компаний DIXIS.

По оценке Карманова, дефицит новых телефонов, в первую очередь самых недорогих моделей, приведет к росту вторичного рынка на 10–15%. С ним согласен Муртазин из Mobile Research Group. По его оценке, продажи подержанных телефонов составляют около 25% рынка.

Совладелец трех безымянных магазинов по продаже мобильных телефонов, пожелавший сохранить анонимность, говорит о стагнации вторичного рынка. По его словам, около двух лет назад около 70% оборота его бизнеса приходилось на торговлю подержанными аппаратами, а сейчас лишь 30%. Абоненты все меньше покупают подержанные телефоны, предпочитая новые. Упали и цены. “Если раньше за аппарат, которым пользовались больше года, покупатель мог выручить до половины цены, то сейчас цена скупки не превышает 30% от его первоначальной стоимости. Многие предпочитают просто положить его на полку”, – говорит он. Однако добавляет, что в ближайшие месяцы спрос на вторичном рынке может увеличиться на 10–25%. Если раньше скупка и продажа телефонов second hand была прерогативой одиночных магазинов или мелких сетей, то недавно на этот рынок обратили внимание крупные игроки, предложившие покупателям услугу trade-in, отмечает собеседник “Ведомостей”.

Два года назад группа DIXIS открыла в Петербурге комиссионный магазин – туда поступают аппараты, которые покупатели сдают в обмен на новые с доплатой в салонах нашей сети, рассказала Москалева. Назвать обороты комиссионной торговли она отказалась, сообщив только, что доля покупателей, пользующихся этой услугой, незначительна и позволяет только окупать содержание комиссионного магазина. Она поясняет, что DIXIS заинтересовалась вторичным рынком в связи с ростом частоты замены аппаратов абонентами сотовых сетей. “При покупке нового телефона часть побывавших в использовании аппаратов переходит по наследству родственникам и знакомым, а часть поступает в продажу на вторичный рынок”, – говорит Москалева.

Муртазин из Mobile Research Group объясняет интерес сетей к trade-in жесткой конкуренцией на рынке ритейла и стремлением крупных торговцев занять новые ниши, отнимая эту часть бизнеса у одиночных магазинов. По его словам, срок владения телефонами в Петербурге за последние два года сократился с 17 месяцев до 14.

А Карманов из “Ультры” полагает, что мобильные телефоны в Петербурге меняют чаще, чем раз в 12 месяцев.

Тормозом развития рынка новых сотовых телефонов стал высокий уровень проникновения сотовой связи в Петербурге, говорит аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина. По данным ACM-Consulting, за 2004 г. проникновение мобильной связи в Петербурге за 2004 г. выросло с 55,8% до 89%, а к концу первого полугодия 2005 г. достигло 102%. К концу года проникновение, по прогнозу Саяпиной, может дорасти до 120%. “Многие абоненты уже имеют по два и более номеров. Для пользования вторым номером обычно используется старый мобильный телефон – приобретенный или свой, который был заменен на новый”, – считает аналитик.