До свидания, Китай


Процесс начался несколько месяцев назад, когда крупные розничные сети, работающие в Британии, такие как Zara, Primark и New Look, несмотря на слабый спрос на одежду со стороны британских потребителей, добивались неплохих финансовых результатов, обновляя коллекции намного чаще своих конкурентов. Недавний кризис в отношениях между Европейским союзом и Китаем, повлекший за собой ужесточение импортных ограничений, только ускорил начавшийся процесс. Известный британский инвестор в отрасль розничной торговли Филип Грин рассказывает, что он уже с декабря прошлого года выводит производство из Китая. “Мы хотим быть ближе к нашим покупателям, чтобы быстрее реагировать на изменения их предпочтений. Мы переводим производство в Турцию и страны Восточной Европы”, – утверждает он. В Китае самая низкая себестоимость производства при отличном качестве продукции, но эта страна расположена слишком далеко от крупнейших европейских столиц, продолжает инвестор.

И действительно, по данным международной консалтинговой компании A.T. Kearney, средняя себестоимость производства блузки в Китае составляет 6,5 фунта стерлингов, по сравнению с 7 – в странах Восточной Европы, 8 – в Турции и 10 фунтами стерлингов в Великобритании.

Среднее время доставки из Китая в Великобританию составляет 22 дня. Поставки осуществляются морем. А, например, из Турции продукцию можно доставить всего за пять дней. Принципы быстрого обновления ассортимента используются такими сетями, как испанская Zara и шведская H&M, по всей Европе, но наибольшего эффекта им удалось добиться именно в Великобритании, утверждает руководитель направления розницы международной консалтинговой компании A.T. Kearney Хана Бен-Шабат. Следуя их примеру, другие британские сети задумываются о переводе производственных мощностей из Китая.

Розничная сеть Next переводит производство поближе к Европе, утверждают источники, знакомые с ситуацией в отрасли, а Debenhams – в Индию, стремясь сократить время доставки партий одежды. Официальные представители компаний эту информацию не комментируют. Работа с Турцией и Восточной Европой имеет ключевое значение для бизнес-модели New Look, утверждает Карл Макфейл, директор по маркетингу, операциям и международным отношениям компании. Двадцать лет назад розничные сети могли позволить себе закупать коллекции за 18 месяцев до начала сезона, добавляет он. Но сейчас в мире появились глобальные средства массовой информации, и мода тоже становится глобальной. Розничным сетям остро необходима возможность быстро реагировать на изменения спроса, добавляет Макфейл. (FT, 29.08.2005, Сергей Якупов)