Не наших бьют


Активистов национал-большевистской партии избили 29 августа вечером в штабе горкома КПРФ неподалеку от метро “Автозаводская”. По словам пресс-секретаря НБП Александра Аверина, активисты НБП, АКМ, молодежной “Родины” и СКМ собрались в помещении горкома коммунистов на заседание, приуроченное к подготовке проводимого каждый год оппозиционными движениями уличного марша “Антикапитализм-2005”. “Тридцать нацболов в арендуемом ими у КПРФ помещении проводили свое еженедельное заседание, – рассказывает лидер СКМ Сергей Удальцов, присутствовавший на месте происшествия. – В 20.00 заседание закончилось, и люди начали выходить на улицу, где услышали выстрелы. Охранявших вход во время заседания двух членов НБП неизвестные в масках избивали бейсбольными битами”. По словам Аверина, серьезно пострадали трое нацболов: у Андрея Толстикова, Дмитрия Елизарова и Станислава Дьяконова черепно-мозговые травмы и сотрясение мозга, у Елизарова сломаны обе руки.

При попытке скрыться на автобусе избивавшие были задержаны сотрудниками ППС и доставлены в ОВД “Даниловское”. Аверин говорит, что видел порядка 25 задержанных. Удальцов свидетельствует, что задержанных позже отпустили и “на милицейских машинах” развозили из ОВД в неизвестном направлении. “Один из них заслонял курткой лицо, из-под куртки явственно была видна футболка с символикой “Наших”. На мой вопрос, были ли среди зачинщиков члены “Наших”, в милиции мне не ответили”, – пожимает плечами зампред ЦК КПРФ Иван Мельников, который присутствовал в момент допроса задержанных в ОВД “Даниловское”.

Источник в столичной прокуратуре сообщил “Интерфаксу”, что Симоновская межрайонная прокуратура начала проверку по факту массовой драки. “Говорить о скинхедах или какой-нибудь другой серьезной подоплеке происшедшего нет никаких оснований”, – отметил чиновник. В столичной прокуратуре лишь отмечают, что “драка произошла между группами молодых людей численностью 15 и 10 человек”.

В НБП уверены, что за избиением стоят их идеологические оппоненты – пропрезидентское движение “Наши”. “Из задержанных много “нашистов” – это и Степанов, и Вербицкий”, – сообщил на специально созванной пресс-конференции на следующий день лидер НБП Эдуард Лимонов. В “Наших” Вербицкий курирует региональные отделения, убежден Аверин. Пресс-секретарь “Наших” Иван Мостович заверил корреспондента “Ведомостей”, что “в комиссарском составе людей с такой фамилией нет”, а “с регионами работает руководитель аппарата федерального совета движения Сергей Белоконев”.

Избиение нацболов не первое в этом году. Двенадцатого февраля неизвестные напали на активистов СКМ, нацболов и КПРФ в метро, а 5 марта произошло нападение на бункер нацболов, напоминает адвокат НБП Дмитрий Аграновский. По этим случаям возбуждены уголовные дела, но обвинения никому не предъявлены.

На следующий день после происшедшего оппозиционные политики обвинили в нападении власть. На совместной с лидером “Родины” Дмитрием Рогозиным пресс-конференции Лимонов назвал случившееся объявлением “гражданской войны”. В заявлении от партии лидер “Яблока” Григорий Явлинский определил цель нападавших – “запугать политически активную оппозицию и молодежь, продемонстрировать, что выступления против власти еще и физически опасны для жизни”. В заявлении СПС избиение называется “слишком похожим на сознательную провокацию” и утверждается, что если оно “не срежиссировано властью, то произошло при ее попустительстве”. Лидер коммунистов Геннадий Зюганов направил телеграммы генпрокурору Владимиру Устинову и главе МВД Рашиду Нургалиеву с требованием провести “всестороннее расследование” инцидента. Мельников сообщил “Ведомостям”, что вопрос об избиении будет обсуждаться на первом же после каникул заседании Госдумы.

Эксперты разошлись в трактовках того, кто стоит за организацией не первого нападения на нацболов, но констатируют рост их численности и активности. “Нацболы являются наиболее радикальной организацией, деятельность которой направлена на свержение действующей власти. Их лозунг – “Нет – Путин! Да – революция!” – говорит член правления фонда “Институт развития” Павел Данилин. – Они эффективнее других заражают активистов радикальных организаций. За лето численность НБП возросла на 7000. Их сегодня порядка 20 000 человек”. Мельников прямо говорит о “воспитательных” мотивах избиения, называя его “попыткой проучить за захват приемной президента осенью прошлого года”.

Другие политики и политологи говорят, что такие избиения носят провокационный характер. Член бюро федерального политсовета СПС Иван Стариков связывает нападение с желанием “силовиков из Кремля” подтолкнуть президента Путина к выбору “третьего срока” в целях стабильности. “Еще только 2005 год, а на улицах в открытую бьют оппозиционные силы и президенту задают вопрос – что же будет дальше?” – опасается Стариков.

А политолог Глеб Кузнецов видит в выходке тренировочный характер: “Властные круги рассуждают по принципу – победить революционную заразу на ее же поле, поэтому верят: чтобы профилактировать угрозу оранжевой революции перед 2008 г., надо начинать уличную борьбу загодя”.