“Шереметьево” построят трижды


К 2004 г. фактический поток пассажиров “Шереметьево” почти на 3 млн превысил пропускную способность. Первым, еще пять лет назад, о строительстве нового терминала заговорил “Аэрофлот” – базовый перевозчик “Шереметьево”, но урегулировать все вопросы “Аэрофлот” смог только в этом году. И два месяца назад начал рыть котлован под “Шереметьево-3”.

МАШ решил не отставать. В сентябре он будет готовить фундамент для нового “Шереметьево-1”. А в ноябре намерен начать реконструкцию “Шереметьево-2”.

Новое здание “Шереметьево-1” будет готово в сентябре 2006 г., говорит гендиректор МАШ Михаил Василенко. Его площадь составит 31 250 кв. м, а пропускная мощность – 5 млн пассажиров в год. “Шереметьево-2” сдадут одновременно с “Шереметьево-3” – в конце 2007 г. На себя МАШ берет реконструкцию “Шереметьево-2” и строительство соединительного здания между аэровокзалами. Площадь “Шереметьево-2” вырастет со 100 000 до 240 000 кв. м, а пропускная мощность – с 7 млн до 18 млн пассажиров. А вместе с “Шереметьево-3”, рассчитанным на 9 млн пассажиров, пропускная мощность аэропорта к 2008 г. превысит 30 млн пассажиров, считает Василенко.

Генподрядчик “Шереметьево-1” – германская Hochtief. Она же работала над проектом “Шереметьево-2”, но пока там подрядчик не выбран, говорит Василенко, не уточняя, когда состоится тендер. Стоимость нового “Шереметьево-1” – $76,5 млн, “Шереметьево-2” – $310,8 млн. “Это сравнительно недорогие проекты, по аналогии с германскими аэропортами мы будем строить легкие конструкции, – объясняет он. – Затраты на первый терминал пойдут из прибыли “Шереметьево”, на второй – собственные средства и кредиты. Переговоры с банками продолжаются, но пока МАШ их не комментирует”.

Василенко обещает, что на пассажирах стройки никак не скажутся. “Шереметьево” и “Аэрофлот” заверили нас, что все стройки как минимум не усложнят нашу работу”, – подтверждает PR-менеджер российского представительства Austrian Airlines Елена Макагонова. “И пока аэропорт менять мы не собираемся”, – добавляет представитель Lufthansa Татьяна Бем. “Аэрофлот” раньше настаивал, чтобы реконструкция “Шереметьево” начиналась только после строительства “Шереметьево-3”, напоминает замгендиректора компании Лев Кошляков. “Вряд ли будут неудобства – сейчас же все культурно, все огородили, ни пыли, ни шума”, – успокаивает замминистра правительства Московской области Михаил Липатов. Василенко добавляет, что “Шереметьево” не может больше ждать: “Нам нужно создавать хаб, если мы сначала построим “Шереметьево-3”, потом по очереди реконструируем другие терминалы, кому тогда этот хаб будет нужен?”

После 2008 г. новая стройка будет неактуальна, соглашается аналитик “ЦентрИнвеста” Михаил Ганелин. К 2008 г. готовятся сдать новые терминалы и “Домодедово”, и “Внуково”. Оба рассчитывают на мощность в 20–25 млн пассажиров в год. На троих это получается 60–80 млн пассажиров. За 2004 г. все московские аэропорты обслужили чуть больше 28 млн человек. К 2008 г. пассажиропоток может вырасти на 10–15%, до 35 млн человек, полагает Ганелин. “Все мощности, конечно, не понадобятся, но, может, это и лучше – наконец мы получим свободные аэропорты”, – смеется он. С ним согласен и гендиректор “Инна-тур” Дмитрий Горин. Он считает, что с новыми мощностями “Шереметьево” вернет себе пальму первенства. Ганелин уверен, что “Домодедово” больше не опустится до второго места: “Частная компания всегда более эффективная, чем государственная”.