КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Сам себе Сбер


Топ-менеджеры Сбербанка всегда очень трепетно относились к происходящему с акциями родного банка. Сбербанк акционировался в 1990–1991 гг., торговаться на бирже РТС его бумаги стали в мае 1997 г. и стоили тогда чуть больше $130.

В конце 1998 г., когда российский фондовый рынок напоминал пустыню после ядерной войны, Сбербанк распродавал казначейские акции менеджменту по $5 за штуку, вспоминают сотрудники банка. Таким образом изрядно потрепанный финансовым кризисом “Сбер” пытался украсить годовую финансовую отчетность, а выходить со своими бумагами на рынок было политически неверно, бессмысленно да и опасно. Хотя формально в РТС акции “Сбера” котировались тогда по $13. Бывшие менеджеры Сбербанка рассказывают, что некоторые небедные дилеры не пожалели на акции своего банка по нескольку десятков тысяч долларов. Президент Сбербанка Андрей Казьмин лично поздравил их с удачным приобретением, а потом живо интересовался судьбой пакетов этих миноритариев. По негласной договоренности с начальством, прежде чем продать акции “Сбера” на рынке, сотрудники должны были предложить их своим коллегам.

Бывший главный экономист администрации президента Антон Данилов-Данильян, до июня 2005 г. входивший в наблюдательный совет “Сбера”, говорит, что банку удавалось консолидировать до 10% акций. Именно поэтому, по его версии, в наблюдательный совет Сбербанка всегда входил не только Казьмин, а еще два-три топ-менеджера. Впрочем, в самом банке считают оценку Данилова-Данильяна сильно завышенной. Сейчас, по официальным данным, членам правления принадлежит 0,12% акций Сбербанка. Пакет Казьмина (0,029%) стоит $4,9 млн, а его первого заместителя Аллы Алешкиной (0,0185%) – $3,1 млн. Давно стали миллионерами и дилеры, купившие бумаги своего банка в 1998 г., кстати вряд ли на последние деньги.

Контракты членов правления Сбербанка утверждаются в ЦБ, при этом вознаграждение топ-менеджмента не зависит от результатов работы банка. Кроме того, в “Сбере” нет и намека на опционную программу для сотрудников. Так что мотивации у топ-менеджеров банка нет никакой. При этом они лучше любого супераналитика и инсайдера осведомлены о происходящем в банке, который показывает в последнее время блестящие результаты. Получается, что начальство Сбербанка подталкивают к вложениям в его акции.

В свободном обращении находится 40% обыкновенных акций Сбербанка. В номинальном держании расчетного депозитария биржи РТС, Депозитарно-клиринговой компании, – 9,2%, в номиналке “ИНГ Банка (Евразия)” – 5,1%, такой же пакет консолидировала “Нафта-Москва” Сулеймана Керимова. Больше в реестре нет акционеров с долей больше 5%. Между тем структуры владельца “Русагро” Вадима Мошковича и хозяина “Евроцемента” Филарета Гальчева консолидировали приблизительно по 1,5% акций Сбербанка. Если к таким маститым портфельным инвесторам добавятся топ-менеджеры Сбербанка, то торговать брокерам скоро будет нечем.