По приговору тройки


Дипломаты из трех европейских стран – Британии, Франции и Германии – утверждают, что решили передать дело об иранской ядерной программе на рассмотрение Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке, если Ирак не прекратит работы по обогащению урана.

Это стало известно после того, как в среду в Париже прошла встреча представителей тройки европейских переговорщиков. Кроме того, вчера министр иностранных дел Великобритании Джек Стро вынес этот вопрос на повестку дня встречи руководителей внешнеполитических ведомств стран ЕС в Уэльсе.

В письме к своим коллегам Стро настаивал, что перед заседанием совета управляющих МАГАТЭ, назначенного на 19 сентября, необходимо создать международную коалицию по урегулированию иранской проблемы. “Мы должны в ближайшие недели выработать наиболее разумную позицию по иранскому ядерному досье”, – написал министр. Кроме того, Стро предложил обсудить, как скажутся на отношениях между ЕС и Ираном приход к власти нового правительства и нарушение им условий парижского договора.

Решение МАГАТЭ во многом зависит от доклада независимых инспекторов, который поступит членам агентства 3 сентября. На самом деле, чтобы передать дело на рассмотрение Совета Безопасности, достаточно, чтобы за это проголосовало большинство из 35 членов совета управляющих МАГАТЭ. Однако прежде подобные решения старались принимать единогласно, чтобы исключить вероятность вето при голосовании в Нью-Йорке.

Теперь же такая вероятность существует – скорее всего, предложение не получит поддержки ни России, ни Китая – двух постоянных членов Совета Безопасности. Тем не менее Великобритания и ее союзники намерены стоять на своем. Более того, они отвергают и новые предложения Ирана, и саму возможность возобновить переговоры с Ираном, на которых со стороны международного сообщества будет участвовать уже не “тройка стран ЕС”, а некий альтернативный партнер. В Вашингтоне новая, более жесткая по сравнению с предыдущей линия европейцев в отношении Ирана вызвала горячую поддержку.

В отличие от США, которые давно требуют передать дело об иранской ядерной программе на рассмотрение в Совбез, в ЕС надеялись, что Иран удастся уговорить. Переговоры между ЕС и Ираном начались с подписания Парижского договора по ядерной проблематике. По условиям соглашения с 22 ноября 2004 г. Тегеран обязался приостановить работы по обогащению урана. Однако 8 августа Тегеран возобновил работы по производству гексафлорида урана на фабрике в Исфахане. Это производство – первый этап технологического процесса по обогащению урана, и потому на Западе этот шаг расценили как нарушение парижского договора. Тегеран со своей стороны настаивает, что ведет эти работы исключительно в мирных целях. (FT, 31.08.2005, Екатерина Кудашкина)