Проект “Б”: Доля родины


Инвестируешь каждый день ногами, руками, нервами, постройкой дома, посадкой дерева, освоением профессии, посевом, жатвой, отправлением ребенка в школу. И все в один актив, в тот, где родился. Совсем не у многих есть возможность перепрыгнуть в другой актив или временно пересидеть в низкорисковом инструменте, чтобы потом снова вернуться в актив своих предков.

Несмотря на некоторые признаки ускоренной глобализации, появившиеся в мире в последние несколько десятков лет, тех людей, которые действительно готовы менять одну страну на другую, не так уж много. Например, с момента открытия границ и до 2002 г. из России на постоянное место жительства в другие страны уехало немногим более 1 млн людей – в основном в Германию, Израиль или США. Многие из них, наверное, мечтали уехать давно и сделали это при первой возможности. Эти потери, кстати, были компенсированы и перекрыты притоком иммигрантов.

Сняться с места посередине жизни и ехать в другую страну может заставить человека только очень серьезная необходимость. Для массовой миграции нужны экстремальные экономические или политические обстоятельства. Есть нации, у которых диаспора гораздо больше населения собственно титульной страны, например Армения и Ливан. А из стран Закавказья, Молдавии, Таджикистана за постсоветские годы уехали десятки процентов жителей. Но, как правило, мигранты – это проценты населения, не десятки.

Конечно, хорошо, наверное, быть международным инвестором с большим запасом ликвидности в портфеле и выбирать место для жизни по мягкости климата и качеству услуг. Но все же для большинства простых людей родина – это такой важнейший актив, который выбирает тебя, а не ты его. Для человека это вложение всей жизни, предопределенное не им. Причем значительная часть его “пакета”, как правило, – это инвестиции предков и его вложения в детей.

Так что забота гражданина о доле в собственной стране – это нечто особое, не похожее на беспокойство инвестора о его доле в компании или о портфеле ОФЗ. Облигации можно продать и купить другие бумаги с большей доходностью или с большей надежностью – смотря по ситуации. С вложениями в родину все сложнее. То немногое, что можно продать, никогда не компенсирует всех нематериальных вложений, всей сложной системы связей, памяти о прошлом и прочих непереводимых в деньги ценностей.

Задача правильного государства, собственно, в том и состоит, чтобы поощрять каждого к умножению ценности своей доли в стране. Делается это средствами левой политики или правой политики – не так важно, важно, чтобы доля дорожала. Тогда гражданин и государство нужны друг другу. Неправильное государство, не помогающее росту пакетов акций своих граждан, создает ситуацию взаимной ненужности. В этой ненужности есть временные удобства для начальства (не достают, не сменяют), но в конце концов такая ситуация ведет к разложению и бунтам. Много людей, у которых нет доли, – плохая база для государства.

Умножение доли гражданина означает повышение уровня требовательности к менеджерам государства. Чем ценнее пакет, тем заинтересованнее человек в судьбе своей страны. Ему важно становится знать, куда она движется и как развивается. Тем важнее для него не бунтовать, а ходить на выборы; и менять страну изнутри, а не менять одну страну на другую.