Финансовый директор мира


Срок полномочий Гринспэна истекает 31 января 2006 г. Он вступил в должность председателя ФРС 11 августа 1987 г. – менее чем за две недели до черного понедельника, когда индекс Dow Jones рухнул на рекордные за всю историю американского фондового рынка 22,6%. Гринспэн отреагировал на падение рынка молниеносно, заявив, что ФРС начнет вливания в финансовую систему для поддержания ликвидности. Это успокоило рынок, который в напряжении ожидал, как центробанк будет работать после отставки предшественника Гринспэна – Пола Волкера.

При Гринспэне экономика США в среднем росла на 3% в год, индекс потребительских цен – тоже на 3%, безработица составляла порядка 5,5%. Гринспэн укрепил веру в способность ФРС справляться с инфляцией, однако его главной заслугой считается способность проявлять гибкость. Возможно, именно вера в умение Гринспэна справляться с трудностями стала одной из причин сравнительно умеренной реакции финансовых рынков на недавние события в южных штатах США. Многие ожидают, что ФРС притормозит плановое повышение ставки во второй половине сентября, чтобы помочь экономике справиться с последствиями урагана. Преемнику Гринспэна придется доказать, что он также способен правильно реагировать на важные события.

Управляющий Банком Англии Мервин Кинг в одном из интервью среди главных качеств Гринспэна назвал его способность к глубоким размышлениям, гибкость, умение общаться с людьми и делать правильные выводы. Говоря о Гринспэне, он перефразирует слова отца макроэкономики Джона Кейнса, сказанные им о британском экономисте Альфреде Маршалле: “Великий экономист должен обладать редким набором качеств математика, историка, государственного деятеля и философа. Все это есть у Алана Гринспэна”.

На протяжении всей 90-летней истории ФРС неизменно везло на сильных председателей. В 70-е гг. Волкер сумел победить инфляцию, и, хотя безработица превысила 10%, он настойчиво повторял, что, пока перед ФРС одновременно стоят задачи сохранения контроля над инфляцией и обеспечения полной рабочей занятости, приоритетом будет первое. Гринспэн с самого начала дал понять, что своей целью он считает удержание инфляции на уровне, унаследованном от Волкера, – в пределах 4%.

Но сдерживание инфляции не единственная заслуга Гринспэна. Ему удалось добиться снижения в США инфляционных ожиданий, а благодаря этому появилась возможность сдерживать и безработицу. Когда резко выросли цены на нефть, ФРС не пришлось предпринимать никаких агрессивных шагов, поскольку инфляционные ожидания оставались в приемлемых рамках. Гринспэн был готов мириться с относительно высоким ростом потребительских цен, поскольку было понятно, что это не приведет к росту базовой инфляции.

Глава ФРС не раз демонстрировал прекрасное знание статистики, причем не только государственной, но и сведений, почерпнутых из отчетов компаний и рассказов участников рынка. Аллан Мелцер, профессор Университета Карнеги – Меллона, занимающийся историей ФРС, говорит: “Я не знаю больше ни одного председателя ФРС, который бы уделял столько же внимания событиям каждого дня, недели, месяца и анализировал их, причем, как правило, понимая их значение верно”.

Гринспэн скептически относится к экономическим моделям и прогнозам, основанным на предположении, что прошлое является надежным гидом в будущее. Выступая перед членами American Economics Association в прошлом году, глава ФРС дал развернутое объяснение своего подхода. По его словам, главной трудностью является принятие решений в неопределенной экономической обстановке, когда ФРС обязана учитывать не только наиболее вероятный путь развития, но и различные риски для роста экономики и уровня инфляции. Этот подход он назвал “риск-менеджментом”. “Мы, – говорил Гринспэн, – обязаны принимать во внимание не только базовые прогнозы, но и маловероятные риски, осуществление которых может нанести сильный удар по экономике”. В 2003 г., к примеру, ФРС застраховалась на случай относительно маловероятного риска дефляции, снизив кредитные ставки до необычно низкого уровня.

Гринспэн верит в ключевую роль рыночных сил и преимущества свободного капитализма. По его мнению, если предоставить финансовые рынки самим себе, они смогут устранить дисбалансы в экономике. Наиболее известным примером этой политики была реакция Гринспэна на надувание пузыря на фондовом рынке. Он решил, что лучше бороться с последствиями кризиса, чем способствовать тому, чтобы пузырь лопнул раньше времени. В январе 2004 г. Гринспэн с гордостью заявил, что успех данной стратегии стал всем очевиден.

Решения ФРС при Гринспэне были, как правило, хорошо предсказуемыми. Однако иногда они не укладывались в схему простого экономического уравнения. “Председатель [ФРС] играл по правилам, когда обстановка была нормальной, – говорит Ларри Мейер, основатель консалтинговой фирмы Macroeconomic Advisers, работавший в ФРС в 1996–2002 гг. – Но его отличием является способность уклоняться от правил, когда это необходимо”.

Гринспэн показал себя с лучшей стороны, занимаясь антикризисным менеджментом. После краха 1987 г. он проигнорировал советы подождать итогов оценки нанесенного по экономике удара. Точно так же он увеличивал ликвидность в 1998 г. после азиатского финансового кризиса и дефолта России, а также в 2001 г. – после теракта 11 сентября. Эти решения можно объяснить как грамотный риск-менеджмент, а можно расценить как пример проницательности Гринспэна.

Например, мало кто сомневается, что дефолт России в 1998 г. мог бы привести к гораздо большим проблемам для США, чем доведение практически до банкротства хедж-фонда Long Term Capital Management. В то же время очевидных признаков влияния российского кризиса на США не было. Ставки ФРС в тот момент уже и так были на более низком уровне, чем они могли быть из-за азиатского финансового кризиса. Но они были снижены еще, потому что в этом нуждались рынки развивающихся стран. ФРС де-факто сыграла роль глобального центробанка, хотя конгресс и не выдавал ей такого мандата.

Гринспэн сильно отличается от академических экономистов. А фаворитами среди тех, кто может его заменить, называют как раз подобных ученых – Мартина Фельдстейна из Гарвардского университета, Гленна Хаббарда из Колумбийского и Бена Бернанка из Принстонского. Правда, в Белом доме говорят, что рассматриваются и другие кандидаты, включая известных бизнесменов и людей с Уолл-стрит.

Мало кто может поспорить с тем, что гибкий подход Гринспэна оказался успешным, хотя более формализованная, ясно сформулированная стратегия позволит его преемнику укрепить доверие к себе. Однако даже эта стратегия не позволит ответить на главный вопрос. “Кто нам нужен в качестве главы [ФРС]? Великий прогнозист или человек с экстраординарной способностью к правильным решениям? – рассуждает Мейер. – Гринспэн – абсолютно исключительная личность”. (WSJ, 21.08.2005, Татьяна Бочкарева, Олег Черницкий)