Дома амнистируют


Вчера министр финансов Алексей Кудрин объявил, что налоговая амнистия будет распространяться не только на капиталы. “Возможно, мы расширим список, [дополнив его] имуществом, которое уже ранее приобретено”, – цитируют министра информагентства.

Еще в апреле Владимир Путин заявил, что нужно позволить гражданам задекларировать в упрощенном порядке “капиталы, накопленные в предыдущие годы”. Правительство в начале августа одобрило проект закона об упрощенном порядке декларирования доходов, предложенный Минфином, но попросило его доработать.

Тогда Минфин предлагал провести амнистию за шесть месяцев – с 1 января по 1 июля 2006 г. В этот период граждане, владеющие неизвестно как нажитым капиталом, смогут перевести его в российские банки и, уплатив разовый сбор – 13% от суммы легализуемого капитала, получить от налоговой инспекции свидетельство, которое освободит его от административной и уголовной ответственности за налоговые нарушения.

Эта концепция не устроила вице-премьера Александра Жукова, рассказывает чиновник правительства. По мнению Жукова, цена легализации слишком высока, ведь даже налог на дивиденды, полученные из-за границы, не превышает 9%. Министр экономического развития Герман Греф пошел еще дальше – он предложил снизить ставку сбора до 7%. К тому же Минэкономразвития против слишком короткого полугодового срока амнистии. “За это время с учетом масштабов нашей страны не провести даже информационную кампанию”, – отмечает чиновник министерства.

А чиновник администрации президента говорит, что идея подвести под амнистию неправедно нажитое имущество принадлежит Кремлю. “Если стоимость дома явно не соответствует уровню зарплаты владельца, человек чувствует себя некомфортно, поэтому надо дать ему шанс легализовать такое имущество”, – объясняет он.

Провести налоговую амнистию имущества технически крайне сложно, уверен исполнительный директор Российской ассоциации налогового права Александр Бутурлин. “Кто и как будет оценивать стоимость недвижимости для исчисления налога?” – рассуждает юрист. К тому же после отмены контроля за соответствием доходов и расходов у государства нет никаких способов привлечь гражданина к ответственности за владение имуществом, купленным за “сомнительные” деньги, отмечает он.