Мимо цели


Казалось бы, раз портфель фонда формируется из тех же бумаг и в той же пропорции, что и индекс ММВБ, прирост (снижение) стоимости его паев должен совпадать с изменением индекса за аналогичный период. Однако зачастую это не так. Возьмем, к примеру, летнее ралли на рынке акций. Со 2 июня по 5 сентября этого года индекс ММВБ вырос на 31,4%. А по данным Национальной лиги управляющих, за этот период паи фондов “БКС – Индекс ММВБ” выросли на 28,4%, “Финам Индекс ММВБ” – на 27,1%, “КИТ – Индекс ММВБ” – на 30,2%, “Алор – Индекс ММВБ” – на 27,3%, “Биржевая площадь – Индекс ММВБ” – на 32,7%. А вот с 5 по 13 сентября индекс ММВБ потерял 2,2%, но паи практически всех индексных ПИФов обесценились менее чем на 1%.

Кроме того, доля бумаг одного эмитента в портфеле фонда может отличаться от эталонной (индексной) не более чем на 3% в обе стороны. По мнению генерального директора УК “Банк Москвы” Елены Касьяновой, это также способно повлиять на итоговый финансовый результат. Руководитель проектов УК “Финам” Павел Кириченко указывает, что в некоторых случаях управляющие могут позволить и более значительные, но краткосрочные – в течение дня – отклонения от структуры индекса. По его словам, например, при подозрении на серьезное падение цен каких-то акций можно резко сократить их долю и потом снова купить бумаги по более низкой цене.

Индексные фонды всегда размещают средства пайщиков, опираясь на структуру того или иного биржевого индекса, скажем Dow Jones Industrial Average или Standard & Poor’s 500, РТС, ММВБ. Доля акций каждой компании в портфеле такого фонда должна совпадать с долей этих бумаг в структуре индекса. Поэтому их управляющим не нужно разрабатывать специальные стратегии, искать собственные инвестиционные идеи для размещения средств пайщиков.

Сейчас в России действуют девять индексных ПИФов – восемь открытых и один интервальный. Они молоды, даже ветеран – интервальный “Индекс ММВБ” под управлением “Пиоглобал Эссет Менеджмент” работает лишь с февраля 2003 г. Все они формируют активы, опираясь на структуру индекса Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ). (Примеры смотрите в таблице.)

Причин, которые позволяют фонду обыграть индекс или, напротив, отстать от него, по сути, две. Первая заключается в том, что ни одному фонду не удается изо дня в день идеально отслеживать структуру индекса. Вторая – комиссии за управление и накладные расходы, которые ежедневно отчисляются из активов фонда управляющей компании, спецдепозитарию, брокерам и проч.

Так, сейчас вознаграждение управляющим компаниям и спецдепозитарию доходит до 2,7% и 2% от среднегодовой стоимости активов фонда соответственно. А минимальный размер вознаграждений установили в фонде “БКС – Индекс ММВБ” – соответственно 0,3% и 0,5%.

Эти комиссии и другие расходы на управление снижают доходность вложений в фонд. А вот различные отклонения структуры активов ПИФа от индексной могут принести пайщикам как дополнительные доходы, так и убытки.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) оставляет управляющим индексными фондами некоторую возможность для маневра. Так, согласно ее постановлению до 15% средств фондам разрешается оставлять в денежной форме. Если активы фонда в деньгах, а рынок падает, вкладчики теряют меньше, чем могли бы. Но, замечает начальник отдела инвестиций фонда “Солид – Индекс ММВБ” Надир Усманов, управляющие индексными фондами такой возможностью практически не пользуются, “сидят в бумагах”.

Кроме нормативных, существуют и чисто технические причины, приводящие к перелету или недолету роста стоимости пая относительно динамики индекса. Управляющий портфелем ЗАО “Пиоглобал Эссет Менеджмент” Андрей Власенко объясняет происхождение погрешностей тем, что деньги от пайщика приходят в один день, а покупка акций совершается на следующий. Если рынок за эти сутки пошел вверх, то потерь не избежать, если вниз – возникает прибыль “из ниоткуда”. “Падающий рынок индексному фонду переиграть легче”, – замечает руководитель проектов УК “Финам” Павел Кириченко.