100 000 членов – потолок для партий


Проверять партии Федеральная регистрационная служба будет до лета 2006 г. По словам ее директора Сергея Мовчана, проверка четырех парламентских партий – “Единой России”, КПРФ, ЛДПР и “Родины”, уже представивших новые данные, начнется в октябре. Остальных проверят до июля 2006 г. По итогам проверок в России останется порядка 20 партий, предполагает начальник управления ФРС по делам политических партий Алексей Жафяров.

Представители парламентских партий утверждают, что к проверке готовы: их численность перевалила за сотню тысяч. Вице-спикер Госдумы от “Единой России” Владимир Катренко оценивает партийную массу на период сентября с. г. в 936 000 человек. А вот у коллег ЕР по Думе людских ресурсов на порядок меньше. По словам лидера ЛДПР Владимира Жириновского, к проверке поступят данные на 100 000 человек, хотя, уверяет вождь либерал-демократов, “за 15 лет существования членами ЛДПР было до 500 000 человек”. Председатель президиума “Родины” Александр Бабаков говорит, что партия отправит документы по 110 000 человек, хотя реальную численность “Родины” оценивает в 125 000 человек. А секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев приводит данные о 189 000–192 000 коммунистов.

Чиновники дают понять, что подвергнут эти сведения серьезному аудиту. “КПРФ заявила 180 000 членов, но проведенная в 2003 г. проверка показала 110 000”, – призвал коммунистов не обольщаться Жафяров. В КПРФ подтверждают, что собрать все документы трудно, так как прежняя редакция закона не требовала хранить заявления о приеме в партию. “КПРФ – преемница КПСС. Как же нам заставить ветеранов войны, которые вступали еще в

41-м году, все переоформить?” – недоумевает Соловьев.

При подаче документов в ФРС требуется представить паспортные данные с анкетой и двумя заявлениями – от кандидата о желании вступить, а от партии – о приеме в партию. “Если раньше вписывали в партию студенческими общежитиями или подъездами, в случае подачи таких списков легко будет доказать, что это мертвые души, даже при выборочной проверке”, – предупреждает политтехнолог из Bakster group Олег Матвейчев.

В итоге даже для думских партий 100-тысячная масса – показатель на пределе возможностей. Прочим участникам партстроительства преодолеть установленный порог еще труднее. “Народной партии и аграриям потребуется немалый штат людей, чтобы обновить списки “живых” членов”, – предсказывает Матвейчев. Впрочем, в самих партиях отрицают, что есть такие проблемы - хотя списки они еще не сдавали.

На либеральном фланге ситуация тоже непростая. СПС до нужного уровня пока не дотягивает. “На 1 сентября в партийном реестре – 46 500”, – признается член политсовета СПС Борис Надеждин. Он обещает, что “до ноября” необходимые 50 000 правые все-таки наберут. “Республиканцам и ДПР предстоит серьезная работа по мобилизации в регионах, их будущее под вопросом”, – считает Матвейчев. По словам сопредседателя ДПР Валерия Зубова, пока собраны и сданы в ФРС данные на 20 000 человек. “Яблоко” с задачей справилось, но без большого запаса прочности. По словам его пресс-секретаря Евгении Диллендорф, в партии 76 000 человек .

“100 000 – это уже достижение для партии, ведь между выборами партии не ведут активной политической жизни, а россияне в основном аполитичны и по опыту членства в КПСС партии не любят”, – констатирует руководитель группы “Меркатор” Дмитрий Орешкин. Миллионная членская база ЕР – исключительный случай: “Единая Россия” скорее профсоюз чиновников. Если она перестанет быть партией власти, резко потеряет свой раздутый штат”.