Бородина поправили


Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России был подписан в 1999 г. экс-президентом России Борисом Ельциным и президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Документ предполагал создание двухпалатного парламента и единого валютного пространства, а программа действий по объединению – единую торговую и таможенно-тарифную политику.

Но за шесть лет дальше слов соседи не продвинулись. Россия и Белоруссия так и не смогли договориться о дате введения единой валюты, не выбрали союзный парламент, до сих пор не согласовали проект конституционного акта Союзного государства. “Комиссия подготовила проект еще в 2003 г., но с тех пор реакции высшего руководства на него не последовало, а сам документ регулярно уточнялся”, – рассказывает член российско-белорусской комиссии по подготовке конституционного акта Алексей Автономов.

В начале года госсекретарь Союзного государства Павел Бородин сообщил, что очередной вариант конституционного акта предполагает введение постов президента и вице-президента, всенародно избранных сроком на семь лет. Оптимальным претендентом на должность президента Бородин назвал Путина, а Лукашенко предложил на должность вице-президента. Наблюдатели решили, что Путин воспользуется объединением России и Белоруссии, чтобы продлить свои президентские полномочия.

В минувший понедельник в Минске после двухлетнего перерыва в обновленном составе собралась комиссия по подготовке проекта конституционного акта. В преддверии заседания Высшего госсовета в ноябре 2005 г. члены комиссии дорабатывали его под руководством спикера Госдумы Бориса Грызлова и председателя палаты представителей парламента Белоруссии Владимира Коноплева. Сенсации не произошло. По итогам заседания один из его участников – председатель думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин заявил, что президента у объединенного государства все-таки не будет. “Механизм управления Союзным государством будет более сложным и не предполагает введение института президентства”, – сообщил депутат.

“Конституционный акт не должен нарушать логику договора [1999 г.], который в качестве органа исполнительной власти предусматривает Высший госсовет, куда входят президенты, председатели правительств и палат парламентов двух стран, – разъясняет Автономов. – Поэтому комиссия решила пока не вводить пост президента, хотя такие предложения и звучали”. “Проект предполагает, что Союзное государство будет устроено по типу Евросоюза: руководство будет осуществлять Государственный совет, председателем которого в порядке ротации будет один из президентов”, – добавляет пресс-секретарь Бородина Иван Макушок.

Но Автономов не исключает, что лидеры двух стран могут настоять на введении президентской должности в Союзном государстве. Ведь окончательно согласовывать текст конституционного акта им предстоит на заседании Высшего госсовета в начале ноября. “Если на то будет политическая воля, то положение о должности президента в Союзном государстве сначала должно появиться в договоре, а потом и в тексте конституционного акта, – поясняет эксперт. – А после этого документ должно одобрить парламентское собрание Союзного государства и ратифицировать законодательные органы обеих стран”.

Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем говорит, что для продления президентских полномочий Путина необязательно вводить пост президента в Союзном государстве. “Объединенная конституция может предусматривать принятие новых конституций и в России, и в Белоруссии, – говорит эксперт. – Это позволит внести необходимые коррективы и продлить президентские полномочия”. Но Борис Макаренко из Центра политических технологий убежден, что для увеличения своего срока Путин не будет использовать “белорусскую тематику”. “Еще в 2001 г. Путин объявил, что слияние с Белоруссией возможно либо на принципах Евросоюза, либо в случае вхождения Белоруссии в состав России, – напоминает эксперт. – Ни один из этих вариантов не предусматривает увеличение президентских полномочий Путина”. К тому же согласие Лукашенко отдать Белоруссию для решения политических задач Кремля может “обойтись слишком дорого”.

Тем не менее Плигин уверен, что и другие варианты пролонгации своих полномочий Путин не рассматривает: “У нас есть определенность в вопросе, кто будет президентом России в 2008 г., – это не будет Владимир Владимирович Путин”.