ИНТЕРВЬЮ: Венделин Видекинг, президент и генеральный директор компании Porsche


ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ – В начале 90-х, когда автомобильный мир охватила мода на слияния и поглощения, казалось, что судьба Porsche предрешена. Мало кто верил, что немецкая компания выживет в одиночку, – ее должна была постичь судьба других небольших производителей дорогих спортивных машин – Aston Martin, Bugatti или Jaguar, которых поглотили гиганты автопрома. В 1993 г. Porsche продала всего 14 000 автомобилей по сравнению с рекордными 54 000 в 1986 г.

В том же году Porsche возглавил Венделин Видекинг, инженер-механик по образованию. Первым делом Видекинг, конечно же, разобрался с расходами, а затем принялся за инвестиции. Он стал инициатором разработки новой, более дешевой модели Boxter, которая позволила Porsche существенно увеличить сбыт: продажи начались в 1996 г., и машина была раскуплена на год вперед. Два года спустя Видекинг вновь потряс автомобильный мир, заявив, что под маркой Porsche будет выпускаться внедорожник. Тогда Porsche еще нуждалась в деньгах, и этот автомобиль разрабатывался совместно с другой немецкой компанией – Volkswagen. Продажи Porsche Cayenne начались в 2003 г., и автомобиль тоже стал бестселлером. В 2004–2005 финансовом году Porsche продала уже 88 379 автомобилей (за год сбыт вырос на 15%), а в ближайшие годы планирует нарастить продажи до 100 000.

Два месяца назад Porsche получила прекрасный инструмент для новых разработок – в компьютерном центре Штутгартского университета заработал суперкомпьютер NEC-8, 27-й по мощности в мире (Porsche – один из соучредителей центра). “Интересы немецкого бизнеса и немецкой науки в мощных суперкомпьютерах, которые становятся все более важными в условиях международной конкуренции, совпали”, – заявил тогда Видекинг.

На открывшемся на прошлой неделе автосалоне во Франкфурте Porsche представила очередную новинку – купе Cayman, которое в модельном ряду займет место между Boxter и моделью 911. А в 2009 г. Видекинг обещает удивить всех еще раз: Porsche начнет выпуск большого четырехдверного седана Panamera – его компания будет разрабатывать уже самостоятельно, планируя потратить на это более 1 млрд евро.

Превратив Porsche в самого прибыльного автопроизводителя на планете, Видекинг не замыкается только в автомобильном мире. Личный друг канцлера Герхарда Шредера, он не стесняется делать заявления и на темы, далекие от производства машин. Например, Видекинг – один из наиболее яростных противников законопроекта, в соответствии с которым все публичные компании ФРГ с 2006 г. будут обязаны раскрывать объемы компенсаций своим топ-менеджерам (в добровольном порядке это делают лишь 10 из 30 крупнейших компаний Германии). Тем не менее такая позиция не помешала Видекингу в преддверии прошедших в это воскресенье парламентских выборов в ФРГ выступить в поддержку Социал-демократической партии Германии (к которой принадлежит его друг Шредер) с заявлениями о важности союза труда и капитала. Но сам Видекинг, по его словам, уходить в политику не собирается.

Игра “не по правилам”

– Вам было всего 38 лет, когда в 1993 г. вы возглавили Porsche. Каковы были ваши первые шаги?

– Главная проблема была в том, что себестоимость нашего производства была слишком большой, соответственно, и цены были слишком высокие. К тому же и обменный курс марки к американскому доллару был тогда очень неблагоприятным. У нас сокращались доля рынка, объемы производства, снижался потенциал получения прибыли. Такова, если вкратце, была ситуация.

В этих условиях основной задачей стало сократить расходы, определиться с новыми разработками и заняться развитием новых рынков – три различных направления, и каждое из них – чрезвычайно важное. И, как вы знаете, мы с этим справились.

– А почему сегодня ваша компания игнорирует “правила”, по которым живет весь остальной автомобильный мир: не участвует в слияниях и поглощениях, не переносит производство из Германии в страны с более дешевой рабочей силой?

– Прежде всего я хотел бы заметить, что мы намерены сохранять независимость. Мы маленькая компания, но вполне можем существовать, если станем придерживаться нашей стратегии. Мы уже убедились в том, что она работает и с новым Boxter, и с новым Cayenne. А сегодня, с новыми Cayman и Panamera мы в состоянии увеличить как число продаваемых автомобилей, так и нашу долю на мировом рынке. В 1993 г. мы присутствовали на 40 рынках, теперь – приблизительно на 90. Это означает, что наши автомобили по-прежнему эксклюзивны, но у нас сохраняются возможности осваивать новые рынки и наращивать продажи.

– Кстати, о новых рынках. В августе ваша компания объявила об инвестициях в Россию. Сколько вы потратите и на что?

– Объем запланированных инвестиций превышает 10 млн евро. Мы создали дочернюю компанию-импортера в России, кроме того, в Москве мы построим собственный центр розничных продаж. Я надеюсь, что мы откроем его в сентябре будущего года. Кроме того, у нас в России есть много партнеров, готовых инвестировать в брэнд Porsche, – в Петербурге, в Екатеринбурге и других крупных городах. Так что мы сейчас просто работаем над созданием сети и рассчитываем на то, что российский рынок со временем станет для нас очень удачным.

– Имя Porsche очень хорошо известно в нашей стране с 1932 г., когда Иосиф Сталин предложил Фердинанду Порше возглавить советский автопром. Порше тогда отказался. В Porsche сегодня помнят об этом или для вашей компании это не лучшее воспоминание?

– Это часть нашей истории, и я, конечно, это помню. Это свидетельствует о том, что уже в те времена наша компания была игроком мирового уровня и работала во всем мире. И если взглянуть на некоторые продукты, которые она производила, скажем, для Audi, для Daimler, то очевидно, что Фердинанд Порше был прекрасным инженером.

“Компания-команда”

– Я читал, что в Porsche самые главные люди – это инженеры, а не маркетологи или продавцы. Это правда?

– (Смеется.) Ну если вы зададите этот вопрос маркетологам, то они расскажут вам другую историю. Но поверьте мне, что Porsche сейчас может позволить себе набирать лучших специалистов. Поэтому сегодня у нас отличная команда, отличные сотрудники – люди, которые знают, как работать, как вести бизнес. Мы на самом деле – компания-команда. У нас нет ни одного лишнего человека, и, если кто-то один недотягивает, это заметно всем, потому что мы небольшая компания.

– Porsche разрабатывает гибридный двигатель. Что это будет и на какие автомобили вы его будете устанавливать?

– Речь идет о гибриде, который может работать на бензине и на электричестве. Надеюсь, в течение ближайших 10 лет мы будем сотрудничать в этой области с группой VW. На мой взгляд, единственный продукт, о котором может идти речь в этом отношении, – это Cayenne. Поскольку такая система весит около 200 кг и требует много места. Поэтому, скажем, на спортивный автомобиль установить ее просто невозможно. А в Cayenne это вполне реально. И, надеюсь, это поможет нам создать новый продукт, а клиенту придется решить, как ему больше хочется управлять автомобилем, и последнее слово останется за ним.

– Как я понимаю, у Porsche четыре главных источника дохода: производство автомобилей, производство автокомпонентов, консультационные услуги другим автопроизводителям и торговля потребительскими товарами под брэндом Porsche. Какой из источников наиболее доходный?

– Основной бизнес Porsche – разработка и продажа автомобилей. На его долю приходится 85–90% доходов. Остальные 10–15% распределяются между подразделениями в зависимости от ситуации на рынках. Но каждый продукт и каждое направление деятельности должно быть прибыльным, в противном случае мы бы не стали этим заниматься.

– Porsche продает более 40% своих автомобилей в США. Как вы хеджируете риски, связанные с изменением курса доллара?

– Нам приходится учитывать не только риск, связанный с курсом доллара. Наша стратегия строится с учетом колебания и австралийского доллара, и других мировых валют. Мы разработали ее 10 лет назад, когда валютный рынок находился в гораздо более устойчивом состоянии, чем сегодня. Но даже с учетом сегодняшнего рынка мы все равно сможем получать прибыль. И это внушает нам огромный оптимизм. Сейчас мы захеджировались до 2009 г. И это дает нам достаточно времени, чтобы реагировать на возможные неожиданности.

– Почему Porsche – публичная компания – отказывается предоставлять ежеквартальные отчеты? Из-за этого вам даже пришлось судиться с биржей Deutsche Boerse.

– Потому что это не имеет смысла. Такая компания, как наша, не должна сосредоточивать свое внимание на ежеквартальных результатах. Наш бизнес долгосрочен по своей природе, и следует понимать, что мы инвестируем в завтрашний день: мы не можем рассчитывать на получение доходов с инвестиций в перспективе одного квартала. Многие из моих коллег, публикуя ежеквартальные результаты, время от времени совершают одну ошибку: они ожидают притока новых инвестиций после публикации [позитивных] квартальных отчетов.

Я полагаю, что мы предоставляем нашим акционерам достаточно информации, чтоб они оставались полностью в курсе текущих дел компании. Если случается что-то неожиданное, мы рассылаем им соответствующие отчеты. Кроме того, в течение года мы публикуем порядка 70 пресс-релизов о разного рода экономических и финансовых новостях. И делаем это постоянно – мы совершенно не считаем, что следует ждать с этим три месяца. Каждый год на собрании акционеров мы сообщаем им, какие цели ставим перед собой в наступающем году. И потому в ежеквартальных отчетах попросту нет смысла.

– Какую роль играют члены семьи Порше в управлении компанией? Вы часто встречаетесь с ними?

– Мы встречаемся четыре раза в год на совещаниях с наблюдательным советом. Там мы обсуждаем вопросы стратегии, долгосрочные и краткосрочные планы, иные проблемы. Так что связь между компанией и крупнейшими акционерами довольно тесная.

– Сейчас каждая крупная автомобильная компания старается максимально разнообразить модельный ряд. Скажем, Cadillac производит внедорожники, Jaguar – универсалы, Maserati – представительские седаны... Как вы считаете, правильная ли это стратегия и кто победит в этой гонке?

– На мой взгляд, победителей в этой гонке не будет. Проигравшие? Ну, может, кто-то и окажется в их числе. Но если некая компания решит для себя, что хочет победить, все равно в числе победителей окажутся и другие. Важно другое – во всякое время сохранять конкурентоспособность. Важно знать, какое положение сейчас занимают ваши конкуренты, что они делают правильно, а что – нет, и в зависимости от этого вырабатывать собственную линию.

Я полагаю, что далеко не все в этом мире хотели бы водить только Porsche, равно как и далеко не все рвутся купить Toyota. Так что на этом огромном рынке существует некая гибкость – разные клиенты, с различными вкусами, представлениями, что хорошо, а что плохо. Так что если компании удается сохранить свою нишу и имидж брэнда, это уже одно из условий достижения успеха. А для нас – компании, которая работает на рынке больше 50 лет, – это прекрасно. Дело в том, что далеко не у каждого брэнда существуют такие традиции. И каждому ребенку известно, что Porsche – это Porsche. У нас за спиной огромная традиция и много побед. И это тоже помогает нам завоевывать новых клиентов.

– Раз уж вы заговорили о победах... Вы удовлетворены теми результатами, что показывают автомобили Porsche в чемпионате FIA GT?

– Я постоянно задаюсь вопросом, следует ли нам возвращаться в гонки. Сейчас мы договорились, что будем участвовать в гоночной серии Petit Le Mans в США c “потребительскими” машинами. Но, во-первых, участие в автогонках слишком дорого, во-вторых, правила могут измениться в любой момент – если вы слишком удачливы. А сам я не хочу тратить свои деньги в такой области, где в одночасье можно всего лишиться.

Но у нас есть и собственные гонки, такие как Porsche Cup, где наши покупатели могут посостязаться с другими Porsche или автомобилями иных марок.

“В политике слишком много компромиссов”

– Этим летом после долгих и сложных переговоров Porsche подписала новое трудовое соглашение со своими рабочими. Что это дает компании?

– Прежде всего мы определили, что за каждым сотрудником закрепляется его рабочее место. Со своей стороны мы сможем повысить производительность, т. е. значительно увеличить этот показатель при существующем количестве сотрудников, это позволит нам выйти на запланированные показатели сейчас и повысить эффективность в будущем.

– Вы один из наиболее яростных противников законопроекта, в соответствии с которым все публичные компании ФРГ с 2006 г. будут обязаны раскрывать объемы компенсаций своим топ-менеджерам. Почему?

– Моя жена может знать, сколько я зарабатываю, мой наблюдательный совет может знать, сколько я зарабатываю, и, наконец, налоговый инспектор. Все, этого достаточно. Не общественность.

– Журналисты для описания вас и других друзей Герхарда Шредера употребляют английское слово “лягушки” (Frogs – Friends of Gerhard. – “Ведомости”). Как вы на это реагируете?

– Он политик, готовый выслушать, что ему говорят, и готовый действовать, если считает, что в этом есть смысл. Вот почему я с удовольствием называю его в числе своих друзей.

Давайте дождемся итогов парламентских выборов. Я думаю, что новое правительство продолжит все проекты, которые необходимы для обновления Германии, чтобы сделать ее процветающей в будущем.

– А себя в политике вы можете представить?

– Нет – это не то, чего я желаю. Я бы не смог – слишком много компромиссов.