“Дочки” для “Пятерочки”


О том, что владельцы “Пятерочки” собираются потратить в течение восьми лет до $2 млрд на открытие 120 гипермаркетов “ Карусель”, “Ведомостям” рассказал главный исполнительный директор сети “Карусель” Михаил Лапин. По его словам, у основных компаний сети – торгового оператора ООО “Русель” и владельца недвижимости ООО “Кайзер” – те же бенефициары, что и у Pyaterochka Holding. В общей сумме инвестиций около 40% составят собственные средства владельцев “Карусели”. Например, из почти $640 млн, полученных в ходе IPO (с учетом допразмещения. – “Ведомости”), в строительство “Каруселей” будет направлено минимум $150 млн.

Первый гипермаркет “Карусель” открылся в Санкт-Петербурге в декабре 2004 г. на пр-те Большевиков. Сейчас в Петербурге и Ленинградской области работает три гипермаркета “Карусель”, до конца года в этом же регионе откроется еще два магазина. В 2006 г. Лапин обещает открытие 10 новых гипермаркетов в Москве и Санкт-Петербурге. В работе у “Пятерочки”, по его словам, находится 44 участка, включая 24 в Питере. В Подмосковье работы ведутся на участках в Дмитрове, Подольске и Балашихе. Площадь участков – от 3 га, самих гипермаркетов – от 12 000 до 30 000 кв. м (с учетом торговой галереи). Инвестиции в один объект – от $15 млн, срок окупаемости – 5–6 лет.

В перспективе “Русель” и “Кайзер” могут быть перерегистрированы как дочерние предприятия Pyaterochka Holding, не исключает Лапин. В пресс-релизе компании по итогам работы в первом полугодии 2005 г. оборот группы “Пятерочка” указан с учетом выручки гипермаркетов “Карусель” в размере $1,033 млрд. Оборот 15 “Каруселей” в 2006 г. может составить $500–600 млн. Развитие обоих форматов позволит Pyaterochka Holding к 2015 г. занять до 20–25% российской продуктовой розницы, прогнозирует Лапин.

Замгендиректора “Мосмарта” Семен Слуцкий опасается, что питерский рынок не сможет вместить столько гипермаркетов: “По этому формату рынок уже близок к насыщению. Кроме успешных “Ленты” и “О’Кей” в Питер собираются и Auchan, и “Мосмарт”. Может возникнуть конкуренция еще более жесткая, чем, например, в Польше, где Metro, Real, Auchan, Carrefour и Tesco стоят друг напротив друга и зарабатывать чрезвычайно сложно”. А директор питерского офиса Colliers International Борис Юшенков добавляет, что Санкт-Петербургу нужно не более 40 гипермаркетов, а сейчас работает 15. “Открывать по 15 гипермаркетов в год, как это собирается делать “Карусель”, маловероятно. В России немногим больше 10 городов-миллионников. Нужно ли им такое количество гипермаркетов?” – рассуждает Юшенков.

По мнению Юшенкова, хотя формат “Карусели” “пока спрогнозирован нечетко”, “позитивные стороны видны”. “В “Карусели” не бывает очередей в кассы, и они стараются сохранить низкие цены. С тем гигантским объемом закупок, которые совершает “Пятерочка”, сделать лучшее ценовое предложение несложно”, – говорит эксперт.