Страхнадзор занялся недвижимостью


Как сообщил “Ведомостям” начальник управления ФССН Виталий Метельков, впредь регулятор будет пристально следить за деятельностью компаний по страхованию финансовых рисков. Подозрения вызывают полисы некоторых компаний, предусматривающие страхование риска неисполнения договорных обязательств при покупке жилья. Есть основания считать такую деятельность “не вполне страховой”, отмечает Метельков. На особом контроле ФССН находится 38 компаний.

Через страховую схему покупателю предлагают оплатить часть покупаемого жилья, оформив страхование риска неисполнения застройщиком договорных обязательств. Обычно застройщик и страховщик создают фирму-однодневку под продажу конкретного объекта. Часть стоимости квартиры клиент платит застройщику, а часть – созданной страховой компании, но страховой случай не наступает, и застройщик получает оставшуюся часть стоимости жилья. По расчетам гендиректора страховой компании “Стандарт-Резерв” Виктора Юна, при стоимости квартиры $100 000 покупатель платит $70 000 риэлтору, а $30 000 – страховой компании. Страховщик отдает риэлтору $28 000 и получает комиссионные $2000. “Нет смысла привлекать крупного страховщика – гораздо удобнее создавать новые юрлица на каждом объекте, а после реализации их ликвидировать”, – рассуждает крупный девелопер.

По словам председателя совета директоров “Миэль-Недвижимости” Григория Куликова, такой страховой договор не противоречит законодательству и является одной из возможных схем оптимизации налогообложения. Независимый аналитик рынка недвижимости Олег Репченко полагает, что по такой схеме продается едва ли не половина квартир на рынке.

И застройщики, и страховщики согласны с тем, что такой страховой полис не защищает потребителей. “Обычно его длительность составляет от трех месяцев до одного года, а дом строится два-три года”, – рассказывает риэлтор крупной компании. “Договор составлен таким образом, что покупатель остается бесправным. А при расторжении договора по инициативе покупателя он не сможет получить назад свои деньги”, – говорит Сергей Дедиков, советник Московского перестраховочного общества. По мнению Олега Репченко, покупатели соглашаются из-за дефицита жилья на рынке.

У ФССН уже есть опыт борьбы со схемами по оптимизации налогообложения, самая распространенная из которых – страхование жизни. По оценке представителя ФССН Яны Мирошниченко, на 1 июля 2005 г. доля “жизни” в общем объеме операций снизилась на 7% по сравнению с 2003 г. Однако эксперты не верят, что ФССН может повлиять на ситуацию на рынке недвижимости. “Традиционные популистские заявления”, – считает Куликов. “Все серые схемы никогда полностью не уберут, можно только сократить их количество”, – соглашается гендиректор СК МРСС Семен Акерман.