Африканская сборка


Российские самолеты Ил-76 и Ан-12 давно стали основой транспортной авиации Африки. Популярны на Черном континенте и российские боевые МиГ-29 и Су-25. А теперь на рынок готовится выйти и нижегородский M-101 Expedition – 6–8 местный лайнер для бизнес-авиации. Самолет пока не вышел в серию даже в России. Единственный на сегодня заказ – 15 самолетов для проекта регионального авиатакси, который совместно продвигают компании “Каскол” и “Промышленные инвесторы” Сергея Генералова.

По словам вице-президента “Каскола” Александра Коршунова, самые предметные переговоры компания ведет с партнерами из Намибии. Именно в этой стране “Каскол” планирует собирать самолеты М-101. Под проект уже зарегистрирована новая ком пания – Namibian Russ ian Aircraft Manufacturers (NRAM). С российской стороны ее учредителем выступила московская компания “МАРС – системы радиолокации”, специализирующаяся на модернизации аэропортов. “Каскол” и “Сокол” акционерами NRAM не будут и выступят в качестве партнеров, говорит Коршунов. А самолет партнеры планируют собирать, подписав с NRAM лицензионное соглашение, добавляет он.

Ведет “Каскол” переговоры и с китайской госкорпорацией AVIC-1. Пока конкретного ответа от китайцев компания не получила, хотя и рассчитывает на успех. “Это очень перспективный для нас рынок, – отмечает Коршунов. – Тем более что в сегменте бизнес-авиации они [китайские авиастроители] еще не добились успеха”. В КНР “Каскол” собирается продавать самолеты, но без серьезного партнера и внутренней сборки на этом рынке не удержаться, сетует Коршунов.

С AVIC-1 вчера связаться не удалось, а в NRAM от комментариев отказались. Но в Намибии о проекте “Каскола” слышали. “Нижегородский самолет вполне может занять свою нишу, для него здесь есть рынок”, – говорит советник российского посольства в Намибии. В стране 4000 ферм, из них 3000 с достатком выше среднего. Все они удалены друг от друга, и 6–8-местные самолеты будут пользоваться спросом, считает чиновник. Кроме того, в республике очень популярно сафари. А продажи возможны и в соседних с Намибией республиках – ЮАР и Ботсване.

Сам “Каскол” пока рассчитывает на сбыт около 100 самолетов в Намибии в течение пяти лет и 150 бортов – в Китае. Их примерная стоимость составит $1,5 млн за лайнер.

Эксперты считают, что шансы M-101 развернуться в Африке высоки. Они даже выше, чем в России. “Дорожной сети там практически нет, а M-101 может работать в достаточно жестких условиях”, – отмечает Евгений Бахтин, гендиректор крупнейшего в России бизнес-перевозчика “Авком”. Западные машины, например американские Cessna Caravan или Piper Meridian, не будут конкурентами нижегородскому лайнеру. “Стоят они дороже M-101: Cessna Caravan – около $1,7 млн, Piper Meridian – $2,5 млн, – отмечает Бахтин. – Но решающим фактором здесь станут как раз условия эксплуатации, американские модели не приживутся в Африке”. А вот на китайском рынке, как и в Европе, нижегородский “Сокол” вряд ли выдержит конкуренцию американцев и европейцев, уверен Бахтин.

В Piper от комментариев воздержались. Но в Cessna новость о планах “Каскола” приняли всерьез. “Учитывая, что российские производители выпускают качественный товар по привлекательным ценам, я могу сказать, что у них есть все шансы [и в Африке, и в Азии]”, – говорит представитель Cessna Дик Зиглер.