ОСЕНЬ: И вдруг реформы


Какая осень, какой замечательный сентябрь. Какое приятное ощущение обманутых ожиданий. Кто бы мог подумать, что осенью 2005-го вдруг прорвет. Вот вам и новый экономический курс: целых 115 млрд руб. – в социалку, правда, сначала – введение 100%-ной оплаты коммунальных услуг и отмена обязательной продажи валютной выручки, и даже обещание отпустить валютный курс на свободу.

Зануды-политологи уже давно всех приучили к тому, что если и можно в России ждать реформ, то только в первые два года после президентских выборов. Потому что за оставшиеся два года до новых выборов щекотать нервы избирателей любым повышением цен и тарифов не решится никто. Ошиблись. То есть они, конечно, правы в том, что за два года до выборов начинать реформы опасно, поскольку этого срока достаточно только для того, чтобы получить все осложнения от преобразований, а не положительный результат. Но все равно ошиблись, потому что не учли главного.

Есть одна особенность у национальной политики, о которой в свое время еще Николай Бердяев писал как о закономерности. Не раз в российской истории власть по собственной инициативе начинала либеральные преобразования. Начинала, не любя их, боясь их и не желая их завершения. Но все равно начинала, поскольку не видела иных выходов из положения. Загляните в “Истоки и смысл русского коммунизма”. Классик предельно внятно объяснил, как так получается, что государственная власть по собственной инициативе становится инициатором либеральных реформ. И как они в обязательном порядке впоследствии проваливаются, потому что спроса на них среди населения никогда нет, а либералы-государственники – это само по себе абсурд, существование которого может быть оправдано только экстренными обстоятельствами. И так из века в век – что при Александре II, что при Ельцине в 92-м.

Либеральный государственник Гайдар реформы начал, другие государственники их без Гайдара закончили. Во-первых, по принципиальным соображениям: не может государство по собственной воле лишить себя основы своего могущества – контроля над экономикой. Никак не может, особенно если у него нет достаточного количества либерально настроенных подданных, которые настоятельно этого требуют. У нашего государства есть достаточное количество нелиберально настроенных подданных, которые настоятельно требуют протекционизма, патернализма, льгот и субсидий. На них государство, как и положено нормальной власти, и реагирует. Кто громче, того и слышно. И претензии тут нужно предъявлять не власти, а непомерно молчаливым либералам и их идейным сторонникам. Банальность. Бердяевщина.

Плюс вполне прагматические соображения: либеральные реформы свернулись, как только стали мешать концентрации капитала на этапе формирования экспресс-версии государственного империализма. Тоже банальность. Марксизм.

Может быть, нынешнее введение 100%-ной оплаты коммуналки, о необходимости которой так долго говорили либералы, хоть как-нибудь выпадает из этой схемы? Да никак, к сожалению. Потому как не от либеральных убеждений, а от безысходности. Государственные расходы на коммунальные субсидии столь же обременительны, сколь и бессмысленны хотя бы потому, что бюджетные деньги раздаются не жителям, а муниципальным службам. Это они и получатели субсидий, и заказчики, и исполнители коммунальных услуг. Они были ЖЭКами, ДЕЗами, РЭУ, ГРЭПами, а стали ООО “Коммуналсервисами”. И, чтобы бюджетные деньги в эти ООО не попадали, платить будут частные лица. Прекрасно. И очень либерально: государство из этой сферы уходит. Только у 80% частных лиц, живущих в России, еда и коммуналка уже поглощают не менее 75% их доходов. Будет больше. А повлиять на эти расходы или качество услуг, которые ими оплачиваются, никто не сможет, потому что владельцы квартир почти без исключения не владеют домами, в которых эти квартиры находятся. И не могут быть заказчиками коммунальных услуг. Почему? Потому что либеральные реформы до этого анклава социализма так и не добрались. И ипотека, на которую теперь будут тратиться дополнительные бюджетные деньги, ничего не изменит, поскольку и в ней по-прежнему предусмотрена продажа квадратных метров пространства в доме, а не доли собственности в доме с землей под ним.

Это значит, что, даже купив жилье, вы можете считать его своим лишь до тех пор, пока муниципальные власти не решат, что оно ветхое или вдруг оказалось на линии очередного транспортного кольца. И еще это значит, что даже до этих пор вы все равно не сможете выбирать себе коммунальную службу и строить ее за то, что не так работает. Вы сможете только платить ей. Или не сможете. Но это ваши проблемы. Государство из этой сферы уходит. Государство пообещало 115 млрд руб. в ипотеку, образование и т. д. Только когда бюджетные деньги попадут в ипотеку и увеличат спрос на жилье, в итоге они все равно достанутся локальным монополистам от коммуналки. А оставшаяся часть обещанных 115 млрд примерно то же проделает с образованием и здравоохранением.

Но, может быть, хоть бюджету полегчает? Может быть. Только монопольная сырьевая экономика так устроена, что если в какой-либо сфере чахоточного производства у потребителей заведутся деньги, то в ответ немедленно вырастут цены. И государству придется обещать населению уже не 115 млрд.