СТРАНА ЧУДЕС: Корректировка имиджа


Помощник президента Игорь Шувалов, человек умный и осторожный, заявил вчера, что серьезно обсуждается вопрос о выдвижении на посты губернаторов региональных партийных лидеров, победивших на выборах в областные парламенты. И что надо таким образом “развивать партийную систему в стране”. И что это – часть политической реформы, затеянной год назад. Ее первой фазой стала отмена прямых выборов глав субъектов Федерации, затем последовали изменения в законодательстве о выборах.

Это очень интересная часть нашего Марлезонского балета. Интересно, где Кремль предполагает найти такое количество партийных лидеров? Или лидерами автоматически будут назначаться выдвиженцы партии? Ведь мысль, что губернатором может быть утвержден “яблочник” или, например, жириновец, следует, очевидно, отнести к разряду бредовых.

Понятно, что Кремль, затевая продолжение политической реформы, снимает с себя ответственность за происходящее в регионах и непринужденно перекладывает ее на “Единую Россию”. Это грамотно, но может быть губительно для партии власти. Впрочем, если “единороссы” оплошают, их всегда можно заменить – не людей, конечно, заменить, а вывеску. Как это сделали с “Отечеством”, или со “Всей Россией”, или с “Нашим домом”. Поэтому слова Шувалова (который творчески развил еще в апреле брошенную как бы вскользь Владимиром Путиным фразу о партийности губернаторов) можно воспринимать как призыв региональным начальникам и претендентам на их кресло возглавлять списки “Единой России”. Сегодня, когда блоки невозможны, главная партия не имеет конкурентов на выборах.

Кстати, в связи с тем, что у “Медведей” в этом году обнаружились крылья – как положено, левое и правое, – в зависимости от региона можно будет записывать губернатора в либералы или в государственники, при этом он вовсе не должен покидать пределов родимой парторганизации.

Партия между тем исключительно активно занялась любимым политическим спортом – поиском национальной идеи. Вчера “единоросс” Владимир Плигин, известный как лидер либерального направления в партии, презентовал клуб “4 ноября”. Клуб призван раскручивать либеральную сторону “Единой России” и новый праздник – 4 ноября, политкорректно названный Днем народного единства. Почти как фракция “единороссов” в Госдуме. Помимо прочего, стоит задача десакрализации главного оппозиционного дня осени – 7 ноября, лишение его статуса государственного выходного дня. В новейшей России было три традиционных дня уличных протестов – 1 и 9 мая и 7 ноября. День Победы государство у коммунистов уже практически отыграло – на празднование приезжают высокопоставленные иностранные гости, центр Москвы оцепляет милиция, ветеранов без спецпропусков никуда не пускают, а рядовым гражданам рекомендуют оставаться дома у телевизора. В ноябре теперь тоже все будет хорошо: будем отмечать не годовщину революции, а стабильность и единство под чутким руководством губернаторов из “Единой России”. Главное, чтобы на кухне, а не на площади.