Верховный суд защитит бизнес


Еще три года назад пленум Верховного суда запретил судам общей юрисдикции вмешиваться в споры собственников. Но эта практика не изжита до сих пор, в том числе и в отношении крупных компаний. Так, 9 июня Андроповский райсуд Ставрополья запретил продавать “НОВАТЭКу” 66% акций нефтекомпании “Геойлбент” “ЛУКОЙЛу”. А когда это решение отменил Ставропольский облсуд, то его еще раз принял райсуд Старопромысловского района Грозного.

Как заявил вчера Вячеслав Лебедев, принявший у себя членов генсовета движения “Деловая Россия”, “мы уже три года ведем с этим борьбу”. Лебедев напомнил, что такие споры не только относятся к юрисдикции арбитражных судов, но и обеспечительные меры, под прикрытием которых захватываются предприятия, должны быть соразмерными и арест всего предприятия по иску владельца одной акции также явно неправосуден. “Информируйте нас о таких решениях, – обратился Лебедев к бизнесменам, – таким судьям место на скамье подсудимых”. Только за прошлый год, по словам Лебедева, было отстранено от работы 60 судей.

Важнейшей причиной продолжения вовлечения судов в корпоративные войны Лебедев считает не только возможный корыстный умысел, но и общий недостаток квалификации: “Чтобы стать судьей, надо сдать весьма облегченные экзамены, но даже их успешно проходят 30% соискателей”.

Председатель “Деловой России” Борис Титов предложил от имени организации создать совет, через который Верховный суд можно было бы информировать о заведомо неправосудных вмешательствах судей в корпоративные конфликты. Лебедев ответил, что эту идею обсудят на президиуме Верховного суда и если она не нарушает независимости судебной системы, то он с ней согласен.

Как рассказал “Ведомостям” Титов, “Деловая Россия” собирается создать совет по взаимодействию с обеими высшими судебными инстанциями. “Мы несколько раз подвергались подобному воздействию [через решения судов общей юрисдикции] и всецело одобряем создание такой структуры”, – говорит руководитель пресс-службы “ЛУКОЙЛа” Дмитрий Долгов. Правда, другие жертвы таких судебных решений вспоминают о них неохотно. В 2003 г. с помощью районного суда в Хакасии был захвачен контрольный пакет Таганского мясокомбината, однако получить комментарии у его менеджеров не удалось. Не удалось получить комментарии и у менеджеров и владельцев Кропоткинского маслоэкстракционного завода, в борьбе за который в 2003 г. также использовались суды.

“В год подобных случаев использования судов общей юрисдикции по-прежнему набирается сотни”, – считает управляющий партнер фирмы “Джон Тайнер и партнеры” Валерий Тутыхин. Он опасается, что создание механизма жалоб через “Деловую Россию” в Верховный суд может привести к использованию уже этого канала для сведения счетов в корпоративных конфликтах. А по мнению юриста агентства “Ирсан” Максима Яковлева, “Инициатива “Деловой России” правильная, но бесполезная, пока существует не меньше способов “решать” вопросы таким же образом и через арбитраж”.