Зачем бороться с тенью


В такую ситуацию попадал не один гендиректор. Например, Леонард Робертс, которого наняли, чтобы реформировать корпоративную культуру компании Shoney’s в свете предстоящего судебного процесса в связи с расовой дискриминацией. Ему удалось договориться об урегулировании иска, но условия соглашения не устроили Рэймонда Дэннера, основателя и крупнейшего акционера компании. В конце

1992 г. Робертс покинул компанию. В мае 2004 г. основатель компании Siebel Systems Том Сибел уступил пост гендиректора Майклу Лори, ветерану отрасли и компании IBM. Но уже через 11 месяцев совет директоров принял решение уволить Лори. Его попытки изменить культуру и стратегию компании натолкнулись на сопротивление изнутри.

Осенью прошлого года бывший президент Coca-Cola Стивен Хейер был назначен гендиректором гостиничной сети Starwood Hotels & Resorts Worldwide. Его первый год работы внешне казался безмятежным. Но Хейеру приходилось постоянно спорить с основателем компании и в недавнем прошлом ее гендиректором Барри Штернлихтом, утверждают источники, близкие к ним и совету директоров.

Разногласия возникали как по самым обыденным вопросам, так и по ключевым моментам стратегии компании, например по вопросам инвестиций в недвижимость или важным маркетинговым инициативам. В конце концов трения привели к неожиданному решению Штернлихта сложить с себя полномочия председателя совета директоров. Но он по-прежнему остается крупнейшим акционером компании и сохраняет значительное влияние на совет директоров, утверждают те же люди. И Штернлихт, и Хейер отказались от комментариев.

“За спиной каждого нового гендиректора всегда витает тень его предшественника, – говорит Гари Хейс, управляющий партнер нью-йоркской консалтинговой компании Hayes Brunswick & Partners. – Влияние нового гендиректора на ключевых менеджеров компании ограничено, потому что с ними продолжает общаться старый”.

И если новому руководителю не удастся перетряхнуть совет директоров, в котором доминируют друзья основателя, он “рискует оказаться на коротком поводке и превратиться в главного администратора основателя компании”, предостерегает Майкл Усим, преподаватель бизнес-школы Wharton при Пенсильванском университете и глава Центра по изучению лидерства и управления изменениями.

Хейер попытался оставить свой след в компании. Значительную часть прошлого года он разрабатывал план расширения брэнда Starwood за пределы традиционного гостиничного бизнеса, утверждают сотрудники компания. База данных клиентов сети насчитывает более 20 млн имен. Средний годовой доход постояльцев выражается шестизначными цифрами. Почему бы не предложить им более широкий ассортимент продуктов и услуг, рассуждали руководители Starwood. С этой целью компания планирует сотрудничать с несколькими партнерами из ресторанного бизнеса и других смежных отраслей.

Затем по просьбе совета директоров Хейер начал поиск кандидата на должность президента гостиничной сети и обратился в крупную хедхантинговую компанию, сообщают люди, знакомые с ситуацией. Хейер хотел бы найти сильного руководителя, способного в будущем претендовать на пост гендиректора. Нынешний гендиректор Starwood по собственной инициативе “привлекает в компанию нескольких руководителей, но не обязательно президента гостиничной сети”, сообщил официальный представитель компании.

Хейер вынужден считаться с влиянием Штернлихта. Он знал как непросто складывались отношения основателя с приглашенными гендиректорами. Например, Ричард Нанула, один из бывших близких друзей Штернлихта, и его сокурсник по Гарвардской школе бизнеса, не продержался на посту президента Starwood и года. Штернлихт собирался сделать Нанулу своим преемником на посту гендиректора, но не хотел делиться с ним полномочиями. Сейчас Нанула работает финансовым директором компании Amgen и больше не общается с Штернлихтом, утверждают их общие знакомые.

Чтобы избежать повторения этой истории, Хейер и Штернлихт договорились встретиться с консультантом как до, так и после вступления Хейера в должность, говорят лица, знакомые с ситуацией. Они даже составили небольшое соглашение, разграничивающее их функции в компании. Но перемирие продержалось совсем недолго. Штернлихт открыто критиковал Хейера на заседаниях совета директоров. Он ставил под сомнение многие решения Хейера, в том числе самые незначительные, например изменение дизайна абажуров в принадлежащих компании отелях St. Regis.

Хейер был настолько рассержен постоянным вмешательством в его дела, что зимой прошлого года собирался подать в отставку. Но, к удивлению акционеров, на ежегодном собрании акционеров в Сент-Луисе Штернлихт объявил, что в мае покинет свой пост. Он заявил, что полностью передает бразды правления Хейеру и намерен вернуться в собственную частную компанию, занимающуюся недвижимостью, – Starwood Capital Group.

Однако уход Штернлихта не решил проблем. Стратегия Starwood по-прежнему вызывает серьезные разногласия. Компания стремится избавиться от принадлежащей ей недвижимости и сосредоточиться на более прибыльном управлении отелями. Starwood вела переговоры о продаже большой группы отелей одному покупателю, инвестиционной компании Host Marriott. Штернлихт сначала поддержал это решение, но затем стал настойчиво убеждать совет директоров продавать активы по частям. В результате множества сделок акционеры получат больше, чем при продаже пакетом, утверждал Штернлихт.

Одна из наиболее вероятных причин изменения позиции Штернлихта – в его желании приобрести некоторые активы с помощью Starwood Capital Group. Он пока не делал никаких предложений, но “с интересом следит за развитием ситуации и надеется, что будет проведен аукцион”, утверждает его близкий знакомый. Похоже, что желание Штернлихта осуществится, так как переговоры Starwood и Host Marriott зашли в тупик. Они так и не смогли договориться о цене. (WSJ, 26.09.2005, Ирина Окунькова)