Проект “Б”: Мировая крутизна


Но ясно, что не на такие показатели ориентируются власти страны. Да и большинству жителей такие меры успеха не интересны. Что такое конкуренция между компаниями, понятно – проиграли рынок, ушли на другой, реструктурировались. А страна не может никуда уйти и заменить персонал тоже не может, может только руководителей менять раз в несколько лет, если есть такая возможность. А если нет? Поэтому люди наверняка были бы рады такому рейтингу, в котором их страна была бы наверху. В конце концов, западные институты выбирают такие критерии, чтобы западные страны в их рейтингах хорошо смотрелись. Поэтому нужно составить такой рейтинг международной крутизны, в котором хорошо смотрелась бы Россия. Например, Россия далеко опережает все страны по числу сотрудников Центрального банка – почти 60 человек на 100 000 граждан; у США этот показатель – 8,3 человека, а в Британии – 3,9. У немногих стран есть международное телевидение, а у России скоро начнет работать телеканал Russia Today. Мы сильны в спорте – 2-е место по числу медалей на последней Олимпиаде. Международные организации: Россия играет весомую роль в Шанхайской организации сотрудничества, в Совете Безопасности ООН и даже будет председательствовать в “восьмерке”. В этой связи строительство газонефтяного гиганта, который мог бы получиться из “Газпрома” с “Сибнефтью” и “Роснефтью”, выглядит естественным следующим шагом. Вот она, стратегия руководства. Вполне логичная – тем более что первый космонавт и самая большая территория по-прежнему при нас. И моему ребенку по случаю поступления в первый класс надарили множество подарков с символикой “Единой России” – целый мешок, а не какую-то одну коробку карандашей, как мне в свое время.

Когда выходит очередной международный рейтинг, где Россия опять где-то внизу, расстраиваться, конечно, нечего. Знаем мы цену рейтингам. Но все равно иногда ловишь себя на уязвленном национальном чувстве. Вот другое дело много лет назад, когда для меня, как и для большинства людей, не существовало международных рейтингов. Однажды в детском саду (по случаю его окончания) нам подарили наборы карандашей – каждому по одинаковой розовой картонной коробочке в мелкую клетку. Поверх клеток там были большие римские цифры, означавшие съезд КПСС – кажется, XXVI. Помню, что я, вместо того чтобы рисовать, углубился в раздумья, примерно такие. У нас самая большая страна в мире, у нас первый космонавт, самый лучший детский сад и самый красивый город Москва и даже вот самый большой съезд. После этого мне стало жалко людей, которым выпало родиться в других странах, и я пытался придумать способ помочь им. Например, возить их в гости или отдать им какую-нибудь из самых больших вещей, которых у нас все равно много.

В наше время в большинстве рейтингов, на которые принято обращать внимание, России хвастаться нечем: ни экономической свободы, ни честных чиновников, ни человеческого развития, ни конкурентоспособности. Делаются эти индексы, например, для менеджеров, чтобы они принимали свои инвестиционные решения. Или для премьер-министров, чтобы у них появился повод похвалить своих министров за продвижение своей страны в рейтинге конкурентоспособности. Или уволить пару-тройку министров, если продвижения не произошло. Как известно, Минэкономразвития в концепции административной реформы предлагает оценивать эффективность ее проведения по рейтингу госуправления Всемирного банка, что невероятно прогрессивно.