Как заработать на бесплатных снимках


Головокружительный взлет компании Photobucket может служить свидетельством фундаментальных изменений, происходящих в мире цифровой фотографии. Сайт и одноименную компанию основал фотолюбитель, который искал более простой способ показать друзьям свои фотографии. Только за последний год его популярность возросла более чем в 10 раз. По данным исследовательской компании Nielsen/NetRatings, в августе на сайт зашло 12,2 млн уникальных посетителей по сравнению с 9,6 млн на Yahoo Photos и 5,9 млн на Kodak EasyShare Gallery.

В отличие от многих конкурентов Photobucket.com не предлагает услуг по печати фотоизображений. Он привлекает тех пользователей Интернета, которые предпочитают демонстрировать их в своих сетевых дневниках (блогах) или на личных сайтах. “Их идея очень проста. Но мне до сих пор непонятно, как они собираются зарабатывать деньги”, – утверждает Гари Пажо, официальный представитель Международной фотомаркетинговой ассоциации, объединяющей компании, занимающиеся обработкой изображений и продажей фототоваров.

Виртуальный посредник

Компанию Photobucket основал два года назад 27-летний инженер Алекс Уэлч “в качестве хобби”. Первое время он совмещал обязанности руководителя новой компании с работой инженера в одном из телекоммуникационных холдингов. Когда дело пошло, он нанял помощника, Дарена Кристала. Подвал в доме Кристала стал первым офисом компании. “Именно там был написан весь программный код”, – вспоминает Уэлч. Однако к лету 2005 г. сайт настолько разросся, что Уэлчу и Кристалу пришлось нанять дополнительных сотрудников и переехать в офисное здание.

Привычная бизнес-модель традиционных компаний отрасли, таких, как Kodak, Yahoo! и Hewlett-Packard, такова: они позволяют пользователям бесплатно выкладывать на своих сайтах цифровые снимки, но предлагают платные услуги печати. Типичными посетителями сайтов вроде Yahoo Photos или Snapfish (принадлежит Hewlett-Packard) обычно считают родителей, которые хотят показать знакомым снимки семейной поездки в Диснейленд.

Сайт Photobucket.com предназначен для более молодой аудитории, в том числе подростков, ведущих сетевые дневники. До сих пор большинство массовых сайтов сетевых дневников считают размещение цифровых фотографий дополнительной платной услугой. На популярном бесплатном сайте сетевого общения MySpace.com бесплатного дискового пространства хватает всего на пару десятков цифровых фотографий.

Сайт Photobucket.com выступает в роли виртуального посредника. Он предлагает пользователям бесплатные услуги по хранению сотен снимков и дает возможность связать их с любым сайтом в Интернете: от личных сетевых дневников до страниц аукциона eBay. Загрузив снимки на Photobucket, пользователи получают возможность вставить в свои дневники специальный веб-код, ссылку, гарантирующую демонстрацию указанной фотографии. “Во все времена движущей силой инноваций были молодые люди, – утверждает Уэлч. – Дети обожают выкладывать фотографии в Интернет. Каждый раз, когда они делают новые снимки, они хотят выложить их”.

При этом Photobucket далеко не единственный сайт, испытывающий быстрый рост числа посетителей в связи с ростом интереса к сетевым журналам и сетевому общению. Среди его конкурентов ImageShack.com и ImageVenue.com. Как правило, такие сайты предлагают бесплатно базовый набор услуг, рассчитывая на поступления от рекламы и продажу дополнительных услуг. Например, Photobucket предлагает бесплатно 25 мегабайт дискового пространства (этого достаточно примерно для 500 небольших фотографий). Дополнительное пространство можно приобрести за отдельную плату. Уэлч отказался сообщить, сколько посетителей оплачивают дополнительные услуги. Он также не раскрывает финансовых показателей компании.

Большую часть доходов его сайту приносит размещение рекламы, утверждает он. Но интернет-компании, зависящие в основном от рекламных поступлений, сильно рискуют, считают эксперты. В конце 1990-х многие интернет-компании прогорели, поскольку слишком зависели от рекламы. “Чтобы начать зарабатывать на рекламе, необходимо привлечь очень много посетителей, – утверждает Рон Глаз, аналитик по цифровым изображениям исследовательской компании IDC. – Крайне ненадежно полагаться только на рекламу”. Но с конца 1990-х значительно сократились расходы на предоставление услуг, утверждает Уэлч. К тому же накладные расходы весьма невелики. Сейчас в его компании работает восемь человек, а до начала этого года ему удавалось обходиться всего двумя штатными сотрудниками.

Зачем печатать

Появление таких компаний, как Photobucket, символизирует коренные изменения, происходящие в мировой фотоиндустрии. “Еще 10 лет назад, чтобы просмотреть фотографию, нужно было ее напечатать, – говорит Чарлз Леконт, президент исследовательской компании Lyra Research из Ньютонвиля, штат Массачусетс. – Теперь люди понимают, что печатать фотографии совсем не обязательно. Более того, это слишком дорого”.

Сайт Webshots.com, принадлежащий компании CNET, занимающий в августовском рейтинге Nielsen третье место с 8,3 млн посетителей, продает отпечатки, но всячески побуждает своих посетителей обмениваться цифровыми снимками. Сайт Webshots.com не позволяет пользователям размещать фотографии на других веб-страницах, но побуждает их скачивать изображения на свои персональные компьютеры.

Известным фотосайтам не составило бы труда предложить те же услуги, что Photobucket.com и ему подобные сайты, но пока они придерживаются традиционной модели бизнеса. “Бизнес-модель в области обработки фотоизображений с давних времен основывалась на печати фотографий, и она по-прежнему актуальна, – говорит Пол Шумер, вице-президент по маркетингу компании Snapfish, которая продает отпечатки цифровых фотографий и сопутствующие товары, например кружки с нанесенными на них фотоизображениями. – Это проверенная модель”.

“Фотосайт Yahoo Photos рассчитан на широкую аудиторию потребителей, включая домохозяек, – говорит официальный представитель компании. – Мы внимательно следим за всеми новыми веяниями, но это не то, что в данный момент хотят пользователи Yahoo Photos”. Тем не менее в начале этого года Yahoo! приобрела фотосайт Flickr.com, который предназначен для более молодой аудитории и дает возможность зарегистрированным пользователям вставлять фотографии в сетевые дневники.

В то же время на сайте компании Kodak EasyShare Gallerу, ранее носившем имя Ofoto, появилась платная услуга, позволяющая пользователям создавать персональную веб-страницу для хранения и просмотра фотографий. Однако сайт не дает возможности переносить фотографии в сетевые дневники или на личные веб-сайты пользователей. В ближайшее время компания не планирует предоставление услуг хостинга, аналогичных услугам сайта Photobucket.com, утверждает Дэвид Рич, вице-президент по маркетингу Kodak. (WSJ, 30.09.2005, Ирина Окунькова)