Мода на сокращения


Рентабельность “Северсталь-Авто” по EBITDA в 2004 г. составила 14,6%, и этим компания немало удивила экспертов. Ведь по этому показателю “Северсталь-Авто” сумела сравняться с Toyota. Как и в случае с японским концерном, успех к “Северсталь-Авто” пришел после оптимизации производства и снижения издержек. Эксперты, в том числе работавшие на Toyota, помогают компании внедрять принципы “бережливого производства” и системы “точно вовремя”. В пятницу компания опубликовала отчетность по МСФО за первое полугодие 2005 г. Чистая прибыль группы за этот период выросла на 21,1% – до $23 млн, выручка – на 1% – до $396 млн, EBITDA снизилась на 3,6% – до $51 млн, а рентабельность по EBITDA составила 13,6%.

Финансовый директор “Северсталь-Авто” Николай Соболев объясняет незначительное падение рентабельности по EBITDA январским простоем УАЗа и ЗМЗ из-за конфликта с “Руспромавто”. Тогда ЗМЗ прекратил поставки двигателей на входящий в “Руспромавто” ГАЗ, а “Волжские моторы” (контролируется “Руспромавто”) в ответ прекратили поставки моторов на УАЗ. Из-за этого аналитик ОФГ Елена Сахнова отмечает, что ожидала более резкого снижения рентабельности – до 10%. Но эти потери “Северсталь-Авто” смогла компенсировать, в том числе благодаря снижению издержек. По итогам всего года рентабельность “Северсталь-Авто” должна сохраниться на уровне 2004 г., а общий эффект от программы оптимизации составит 500 млн руб., отмечает Соболев.

Новым элементом программы оптимизации в 2005 г. станет сокращение персонала “Северсталь-Авто” более чем на 10%. Рабочих мест лишатся 4000 человек из 38 600. На УАЗе и ЗМЗ сокращение составит 10%, на ЗМА – 25%. “Мы оптимизировали процесс производства, и такое количество рабочих нам больше не нужно”, – поясняет Соболев. Правда, в случае с ЗМА есть и другая причина – сокращение производства автомобилей “Ока” на 28%.

Для мирового автопрома повышение эффективности бизнеса, в том числе и за счет увольнений, давно вошло в практику. Лишь на прошлой неделе о сокращении 10% рабочих мест (8000) в своем немецком подразделении – Mercedes объявил DaimlerChrysler. На этом в Mercedes рассчитывают сэкономить $1,11 млрд. К массовым сокращениям периодически прибегают GM, Volkswagen, Ford. До России эта тенденция докатилась в нынешнем году. В первом полугодии УАЗ и ГАЗ сократили персонал почти на 30%. “ИжАвто”, начавший недавно собирать автомобиль Kia Spectra, в этом году планирует сократить штат почти в три раза – до 4400 человек. Сотрудник “АвтоВАЗа” напомнил, что в мае руководство автоконцерна также озвучивало планы по сокращению штата на 4000 человек. Но, по данным отчетов завода, на начало июля этого не произошло и рабочих мест на заводе осталось около 117 000. Лишь на КамАЗе заявили, что его численность сейчас оптимальна и рабочих рук даже не хватает.

“Все стали считать деньги, а сокращение избыточных рабочих мест и впрямь хороший способ снижения издержек”, – замечает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. На “АвтоВАЗе” средняя зарплата рабочих составляет около $400 в месяц. При сокращении 4000 человек экономится $1,6 млн, отмечает он. Правда, увольнение для российских рабочих гораздо страшнее, чем для их коллег из западных стран. “Когда сокращает Ford или Volkswagen, пенсионные фонды платят рабочим пособие, а компании ставят их в шорт-лист – на случай, если у них вновь появятся вакансии”, – отмечает Агибалов. Юрист Олег Шеврин отмечает, что российский рабочий при сокращении может получить в качестве компенсации не больше трех зарплат. “Хорошо еще, что сейчас в основном идет мягкое сокращение – за счет пенсионеров, – предупреждает президент Объединения автопроизводителей России Евгений Левичев. – Но не за горами те времена, когда компаниям придется жестче бороться за снижение расходов, и тогда увольнения могут стать массовыми”.