ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Это чистой воды фронда. Только-только президент Путин рассказал в эфире о достижениях экономики, как три ключевых министра разнесли по кочкам экономическую политику. Кроме Грефа министр финансов Кудрин и министр промышленности Христенко дали понять, что государство как слон подминает под себя частный бизнес. Нефтянка и газовая отрасль без колебаний взяты под контроль, основная промышленная клиентура и контракты заведены в госбанки. Все так. Но достаточный ли это повод для тревоги?

Министры не привели надежной статистики, подтверждающей, что “Роснефть” – не конкурент “ЛУКОЙЛу” и “Сургутнефтегазу”, а ВТБ и Сбербанк уступают банкам первой десятки по рентабельности активов и капитала. Похоже, что у резких заявлений министров особый контекст. В марте на заседании правительства Кудрин и Греф не оставили камня на камне от бюджетной политики “Газпрома”, указав на сокращение инвестиций в добычу и растущий долг при росте зарплат и затрат на рекламу. А в минувшую среду Греф и Христенко на совете директоров “Газпрома” пытались заблокировать покупку “Сибнефти”. Но сделку санкционировал Путин, и тут, что называется, не попрешь. Видимо, неудача в этом споре и спровоцировала заявление о неандертальской политике.

Но сама эта политика появилась не на пустом месте. Десять последних лет крупный бизнес развивался причудливо, не всегда вызывая гордость за сливки предпринимательства. Нефтяные компании чаще потрясали размерами дивидендов, а не капиталоемкими проектами. Коренная проблема экономики – нехватка долгосрочных инвестиций – при таком подходе решения не имеет. Кремль, очевидно, не слишком доверяет крупному бизнесу и потому берет на себя отрасли, в которых у России есть шанс на мировом рынке.

Последовательный либерализм могли позволить себе ученые. Чиновники – никогда. Христенко еще в Минфине отстроил модель бюджетного федерализма, в сущности собес для слабых регионов. Кудрин зарубил создание частного долгового агентства. А Греф, противясь покупке “Сибнефти”, в то же время завизировал сделку РАО ЕЭС с “Силовыми машинами”. Он, видимо, уверен, что только госзаказом, госгарантиями и политической поддержкой можно вытащить из архаичных технологий наше энергомашиностроение. Либерализм в России всегда заземляется реальностью. Греф призывает государство дать бизнесу максимальную свободу. Альтернатива и впрямь хороша, но придется подождать – пока маятник государственной экспансии не дойдет до конца.