Диск – в помощь


Компакт из журнала

Популярный британский таблоид Sun с тиражом 3,2 млн с помощью бесплатных CD увеличил продажи на 500 000 экземпляров. В истории газеты Guardian два номера из пяти лучших по объемам проданного тиража комплектовались дисками. В трех других случаях успех обеспечили сенсации: в 1997 г. это были новости об избрании Тони Блэра премьер-министром и о гибели принцессы Дианы, а в сентябре 2001 г. – о терактах в США.

Издатели в Европе начали комплектовать периодику дисками с музыкой и фильмами несколько лет назад, но сейчас эта тактика применяется более активно: в условиях общей тенденции сокращения печатных тиражей это один из немногих способов удержать читателя. Однако он дорого дается. На один тираж CD газете Sun пришлось потратить порядка $1,8 млн (около $0,6 за диск), что больше половины выручки от номера. “Это обходится нам очень дорого, – признает Марк Сэндз, директор по маркетингу корпорации Guardian Newspapers. – Однако, если вы правильно выберете содержимое диска, вам удастся сохранить читателей”.

Хотя издатели, не часто размещают на дисках новинки, их действия вредят бизнесу розничных продавцов цифрового контента. Продажи музыкальных сборников, которые чаще всего раздаются вместе с периодикой, в I квартале 2005 г. сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7%, до самого низкого уровня за последние семь лет. В среднем за неделю вместе с газетами читатели Великобритании получают 6 млн аудиодисков и 1 млн DVD. Ритейлоры за этот период продают около 4 млн CD и 5 млн DVD.

Торговцы видео- и аудиоконтентом обращаются к студиям звукозаписи с просьбой ограничить конкуренцию со стороны газетчиков. Год назад корпорация EMI Group согласилась прекратить выдачу лицензий газетам в Великобритании. Аналогичные решения приняли компании Sony BMG (совместное предприятие Sony и Bertelsmann) и Universal Music Group (подразделение Vivendi Universal). “Мы увидели, что газеты получают от нашей продукции большую выгоду, чем мы и наши артисты”, – пояснил Тони Уодсуорт, гендиректор британского подразделения EMI.

Эффективная классика

Для нашей страны музыкальные приложения к журналам - забытая традиция. В 80-е журналы нередко вкладывали в номера грампластинки с музыкой и сказками. В 90-е диски появились в журналах, посвященных IT-технологиям, и компьютерным играм. В 2005 г. к ним присоединились более массовые издания. Журнал “Афиша-Мир” в этом году приложил к двум номерам диски с фильмами “Римские каникулы” и “Касабланка”. “Можно говорить об увеличении тиража за счет DVD на 20%”, – рассказал главный редактор журнала Алексей Зимин. “Вложение в журнал дисков – подарков позволяет увеличить продажи тиража более чем на 10%”, – соглашается Ирина Ковалевич, издатель журнала “Магия Cosmo”. Сентябрьский номер журнала, сопровождаемый компактом с музыкой для релаксации, продается просто великолепно, говорит она. Сейчас “Магия Cosmo” ведет переговоры о выпуске CD для декабрьского номера. Рассматривается и возможность выпуска DVD. Но, отмечает Ковалевич, для журнала с почти 200-тысячным тиражом это обойдется недешево. Как рассказал топ-менеджер записывающей компании, роялти за выпуск фильма голливудской студии составляют около $1 на диск.

Западные студии в России не поддерживают политику бандлинга (от английского bundling – “вложение”), говорит Владимир Добычин, генеральный директор “БиЮАр-Видео”, российского дистрибутора видеофильмов Sony Pictures. “Бандлинг подрывает розничные продажи. В России доля легального рынка не велика, и издательские тиражи превышают “розничные”. Для глянцевого журнала тираж в 50 000 экземпляров обычен, тогда как средний объем релиза голливудских блокбастеров на DVD для розницы –20 000–40 000 штук”, – объясняет Добычин.

Голливудские студии не контролируют в России выпуск классики. По российскому законодательству права на произведения старше 50 лет становятся общественным достоянием. И разрешения на их выпуск выдает Министерство культуры, рассказывает Добычин. Роялти в этом случае не платятся. “Старые фильмы – это дико экономично”, – говорит Зимин из “Афиши-Мир”. По его словам, выпуск DVD с классикой обошелся журналу менее чем в $1 за диск. Сейчас издание ведет переговоры о новых вкладках.

Первые тиражи издательский дом оплатил сам. Однако он собирается перейти к традиционной в Европе схеме: тираж оплачивают спонсоры, чьи рекламные ролики вписываются на диск перед фильмом. Правда, спонсоров удается найти не всем. Менеджер журнала, посвященного техническим гаджетам, рассказал, что его издание полтора года не может найти рекламодателей и само несет расходы по выпуску DVD с фильмами – около $2 за штуку. “Но мы не можем отказаться от этой практики, так как все наши конкуренты ее используют”, – жалуется он. (В статье использованы материалы WSJ.)