Размер имеет значение


Пока крупнейшим торговым объектом Петербурга остается комплекс “Меркурий” – после ввода третьей и четвертой очередей в конце 2004 г. его общая площадь составила 77 000 кв. м. Типичные для рынка последних лет проекты почти вдвое меньше, например открытые в прошлом году “Гулливер” (39 000 кв. м) и “ПИК” (32 000 кв. м).

Весной и летом этого года были анонсированы сразу несколько проектов, претендующих на звание крупнейших в Петербурге.

Первым из них в декабре этого года обещает открыться торговый центр (ТЦ) “Гранд Каньон” площадью около 75 000 кв. м, который на углу пр-та Энгельса и ул. Шостаковича возводит компания “Соломон”.

В планах строительной компании Vinci Construction Grands Projets открытие в середине 2006 г. торгового центра “Радуга” (70 000 кв. м) на пр-те Юрия Гагарина. Компания “Адамант” ведет проектирование двух торговых центров – “Балканский” и “Комендантская площадь” по 80 000–85 000 кв. м каждый, ввод которых планируется на середину 2007 г.

Рекордная площадь заявлена и шведской компанией IKEA, которая строит два торговых комплекса “Мега-Дыбенко” на юго-востоке (145 000 кв. м) и “Мега-Парнас” (120 000 кв. м) на севере города. Их запуск планируется на октябрь 2006 г.

Еще один крупный торговый центр может появиться на Пулковском шоссе. Его собирается построить “Система-Галс”, сообщил Олег Темиров, президент Centrum Group Russia, которая представляет в России шведскую консультационную компанию Hakan Karlsson и разрабатывала концепцию центра. Сейчас ведется проектирование объекта, его строительство может начаться весной 2006 г.

Директор петербургского офиса компании Colliers International Борис Юшенков объясняет возникновение крупных проектов тем, что у девелоперов появились деньги, а торговые сети укрепили свои позиции и могут себе позволить арендовать большие площади в ТЦ. “Четыре года назад было 2–3 якорных арендатора, торгующих продуктами, и 3–4 оператора, торгующих бытовой техникой, – вспоминает Юшенков. – А еще два года назад не существовало магазинов одежды, которые могли себе позволить аренду секции в 2000 кв. м”.

Темиров говорит, что к укрупнению формата и строительству крупных объектов на периферии города девелоперов толкают растущая цена земли в центре и возможность повышения эффективности логистики. Третьим важным фактором он считает изменение поведения покупателей, которые предпочитают большие объекты. “Из-за отсутствия больших участков земли в центре Петербурга тенденция к появлению крупных торговых центров на окраинах особенно характерна”, – говорит Темиров.

Укрупнение торговых центров директор департамента компании “Бекар. Консалтинг” Алексей Чижов считает показателем развития цивилизованных форм торговли. “Леность и капризность покупателей – главное объяснение их тяги к крупным торговым объектам, – говорит Чижов. – Существующие торговые центры по 30 000 кв. м устраивают уже не всех, так как там физически нельзя полноценно разместить все категории товаров”.

Темиров оценивает инвестиции в торговые центры из расчета $1000 за 1 кв. м, а срок окупаемости при удачной реализации проекта – от трех до пяти лет.

У крупных моллов есть и минусы. Например, их сложнее продать потенциальным инвесторам, отмечает Чижов. Впрочем, это обстоятельство пока неактуально для Петербурга, где еще не сложился рынок готовых объектов и нет покупателей в лице крупных инвестиционных фондов.

С другой стороны, крупные объекты с правильной концепцией в дальнейшем будут привлекать больше покупателей, тогда как менее удачные центры будут вынуждены снижать ставки, чтобы удержать арендаторов, добавляет он.

С ним согласен Юшенков, который отмечает, что в этом году ставки аренды впервые за последние семь лет перестали расти. После введения в строй заявленных объектов можно ждать некоторого снижения ставок в части небольших торгцентров и миграции арендаторов в новые, более качественные комплексы, прогнозирует он.

Директор по развитию LCMC Дмитрий Золин считает, что к концу 2005 г. объем предложения торговых площадей составит 1,22 млн кв. м, а в 2006 г. он увеличится до 1,88 млн кв. м. “В результате столь массового ввода новых площадей свою политику будут вынуждены пересмотреть владельцы многих торговых центров, – говорит Золин. – В первую очередь это относится к владельцам торговых центров с неоправданно завышенными ставками”.