ПОЛИТЭКОНОМИЯ: За что боролись?


В Москве перекрыли несколько улиц и отметили годовщину октябрьских событий 1993 г. Если кто не помнит: “4 октября Ельцин объявляет чрезвычайное положение, правительственные войска штурмом берут здание Верховного Совета России. Поражение парламентской стороны и ликвидация правившей страной с 1917 г. системы советов. С обеих сторон в вооруженном конфликте погибают более 150 человек”. Такая вот справка из Интернета.

В 1993 г. реформаторы победили антиреформаторов. Система советов, паразитировавшая на бессмысленном патернализме в духе “нефть в обмен на продовольствие” (а также финские пуховики, сигареты и т. д.), была ликвидирована, и началась либеральная экономика. Но как-то незаметно получилось, что 12 лет спустя больше половины населения признаются социологам, что они не сторонники рыночной и тем более либеральной экономики, а за схемой “нефть в обмен на социальные программы” настолько явно бродит призрак экономических идей свергнутой системы советов, что случайно сохранившимся правоверным либералам пора бы возопить: “За что боролись?!”

Зависимость экономики от нефти усиливается, а проблема инфляции обостряется. До такой степени, что для ее сдерживания Минфин готов мириться с ростом рубля, способного еще больше затормозить рост и, как при Брежневе, загнать страну в еще более глубокую нефтяную зависимость. И на фоне всего этого растут госрасходы. Кудрин сказал недавно, что лично он бы их сократил, но “политическая ситуация все-таки иногда взывает к необходимости дополнительных расходов”. И эта возникающая иногда необходимость тормозит рост.

В общем, денег в принципе так много, что они мешают росту, а у населения денег так мало, что ему нужно их раздавать из бюджета, потому что малого бизнеса так мало, что само себе население заработать не в состоянии. И чем же это не система советов? Может быть, ее следовало бы по-новомодному называть социал-демократией, но уж больно радикальные формы она принимает. И что особенно скверно, этими социал-демократическими безобразиями в экономике год за годом занимаются люди, которых все это время считали либералами. Теперь абсолютно все равно, кто они на самом деле. Теперь ужасно то, что происходит.

Не только в силу прямых экономических следствий – при такой цене на нефть экономика выдержит и не такое. Ужасно потому, что, подражая социал-демократам, они и либералов дискредитируют, и позволяют сохраниться все еще огромному ресурсу левацких идей, за которые вообще никто не отвечает. В систему политической ответственности за экономические решения левые до сих пор не интегрированы. Нарушается естественный ход вещей, и это предельно удобно популистам, которые могут требовать чего угодно. Чем больше очков будут набирать эти духовные наследники советов, тем больше правительство будет метаться между ностальгией по либеральной политике роста и реальностью растущих социальных обязательств. Просто потому, что, поиграв на чужом поле, правительственные либералы оказались заодно и социал-демократами и, в итоге, единственными носителями ответственности за все сразу. Дежа вю.

Да, кстати, в Интернете, там же, где напоминание о событиях 4 октября 1993 г., сказано и про 5-е: “Ельцин запрещает в России деятельность оппозиционных партий и газет”.